Нетканые гобелены сотканы из любви

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Модные теперь словечки “пэчворк” и “квилтинг” вошли в российский лексикон без спроса, как и большинство иностранных, в основном американских слов. Но обозначают они давно известные в любой русской самой глухой деревеньке понятия.

Лоскутная пластика и стежка - хорошо знакомая технология изготовления пестрых и ярких бабушкиных ковриков и одеял. Сейчас квилтинговая лихорадка перекинулась из Америки в Европу и стала очень популярной в России.

Любовь Рыбина не признает этих иностранных слов, и рукоделие, которому отдает все свое свободное время вот уж скоро 20 лет, называет “игрой в лоскутки”.

В процессе этой игры рождаются настоящие шедевры - нетканые гобелены, яркие мозаичные панно, элегантные покрывала, скатерти, подушки и салфетки - и множество других полезных и красивых вещей, с появлением которых любой дом становится неповторимым, необычайно теплым и уютным. И ни одна вещь в таком доме не остается обойденной вниманием заботливой хозяйки. Вот замечательный “кафтан” для обычной грелки, которую мы, заливая кипятком, стараемся обернуть, чтоб не обжечься. А это - “тапочка” для тапочек - полезность этой оригинальной вещицы, висящей на стене прямо у вешалки, очевидна особенно для тех, у кого есть собачки. Сколько разных вещей неприкаянно валяется в квартире.

Занимаясь лоскутной пластикой, без труда можно смастерить домик, где в дружных соседях будут жить очки и ключи, щетки и расчески, карандаши и ручки, квитанционные книжки и газеты - словом, все то, что способно создать в нашем доме лирический беспорядок.

Невозможно поверить, что красивые салфетки и скатерти, чехольчики на табуретки, прихватки и подставки буквально собраны из тряпок, удел которых в лучшем случае валяться годами в темном чулане. Но извлеченные из небытия, выстиранные, отутюженные (непременные условия в этом деле) старые рубашки и платьица, халатики и наволочки, сарафаны и юбки, перекроенные на особый манер, словно оживают и в благодарность умелой мастерице превращаются в истинные произведения искусства! Игра цвета, сочетание фактуры ткани и рисунка, выбранная технология - все вместе рождает шедевр, который повторить не сможет никто.

Любовь Михайловна Рыбина давно уже заслужила звание действительного члена домашней академии наук, жаль, что в государстве нашем труд таких вот уникальных мастериц остается неприметным. Два года она обучает премудростям вязания и лоскутной пластики всех желающих в “Службе семьи”.

Сейчас у ее учениц горячая пора - шьют рождественские сапожки в подарок друзьям и близким. В этом еще одно огромное преимущество столь полезного рукоделия - любую сшитую вещь можно подарить, и такой подарок затмит самых дорогостоящих фабричных сородичей. Ведь он соткан из головокружительных полетов фантазии автора, из усилий рук, тепло которых будет хранить всегда. Великовозрастные ученицы Любови Михайловны постепенно, шаг за шагом постигают секреты мастерства. Сшиты уже пижамницы в виде симпатичных черепашек, грелки на чайники, чехлы на табуретки, множество салфеток и прихваток, ковриков и скатертей. “Пора готовиться стать бабушкой”, - улыбается одна из учениц. Кстати, и настоящие бабушки сюда тоже ходят и с удовольствием!

Большая квартира Любови Рыбиной вопреки моим ожиданиям совсем не напоминает музей лоскутной пластики. Замечательная мастерица без сожаления расстается со своими творениями, даря их на радость друзьям, и только думает, что пора бы собрать коллекцию. Зато с истинно материнской гордостью показывает она работы своих детей - Володи и Юленьки. В этом доме уют полностью рукотворный! Володя (он сейчас курсант ТОВМИ) мастерил мебель под маминым чутким руководством, благоустраивал балкон, а еще он собрал уникальную коллекцию моделей - танки, корабли, самолеты! Юлия сейчас работает во Владивостоке, кожаных дел мастер, ее работы заслуживают самой высокой оценки. Школу окончила с золотой медалью, училище по ремонту и пошиву обуви, технологический институт - с красными дипломами. А еще Юля хорошо вяжет, и мамины плечи покрывают по очереди две роскошные ажурные шали, делают неповторимой жилеты из замечательной французской пряжи - милые сердцу дочкины подарки! Палевая кружевная скатерть, словно паутинка в бабье лето, освещенная лучами солнца, вобравшая в себя свет золотого осеннего листа - над ней трудились вместе и мама, и дочь не один год!

Жизнь не баловала Любовь Михайловну, она рано осталась без матери, в детстве много и тяжело болела, слишком мало окружало ее то, что зовется родительским домом... Может быть, поэтому так хочется ей свой собственный дом сделать теплым, красивым, до краев наполнив заботой, любовью, уютом?.. Вещи, которые она так вдохновенно творит, - яркие, ослепительно красивые и очень аккуратные. Порядок царит и в ее рабочем кабинете: необыкновенно красиво задрапирована шторами самодельная стенка, упрятаны под разные покрывальца многочисленные коробки с лоскутами, поблескивает никелированными деталями старенькая швейная машинка - сорок лет назад подарил ее отец, а счастье, что принес этот подарок, живет в душе и поныне и обернулось благодарной любовью к шитью...

- Я, конечно же, много слышала о пэчворке, но там, в благополучной Америке, женщины покупают новые, зачастую дорогие ткани, чтобы сшить красивое покрывало или скатерть, - говорит Любовь Михайловна. - У нас другой подход - мы шьем из старой рубашки или халата, используя в создании полезных изделий любой, даже самый крохотный лоскуток. Мы - экономные, рачительные хозяйки и ничего не должны выбрасывать! - и показывает на “бабушкин коврик”, собранный из совсем маленьких разноцветных лоскутов. И бережливость эта проявляется во всем, что ее окружает, да и по образованию она инженер-экономист.

Смотрю на все это великолепие, а на стенде в “Службе семьи” растет число изумительных изделий, и страшно думать, что все это так и могло остаться старым халатом или юбкой и попасть в одночасье на городскую свалку.

Многие из женщин, что занимаются у Любови Рыбиной, не перестают повторять: как здорово, что мы не разминулись с ней в жизненной круговерти, она украсила нашу жизнь, научила не только мастерить удивительные вещи, наполнила каждый день великой радостью творчества!