Страшна статистика, мой друг!

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Москва является не только столицей России, но и центром торговли живыми животными. В особенности импортированными. Посещение Птичьего рынка обычно повергает иностранных специалистов в шок. Они не могут понять, как в стране, много лет назад присоединившейся к CITES, могут абсолютно свободно среди бела дня продаваться животные, коммерческое использование которых в принципе запрещено конвенцией. Суммарная стоимость зверья, одновременно предлагаемого на продажу на Птичьем рынке, как правило, превышает 100 тысяч долларов.

Справка “В”. CITES - это международная конвенция, регулирующая торговлю дикими видами животных и растений. Она была принята в 1973 году. В нее входят или участвуют более 110 государств. В так называемые приложения CITES заносятся те виды животных и растений, которые вовлечены в торговлю и которым она может угрожать уменьшением численности или полным уничтожением. CITES, будучи самым мощным международным соглашением по сохранению диких видов, представляет собой конвенцию по регулированию торговли. И не более того. Никаких механизмов по непосредственной охране диких видов или среды их обитания CITES не имеет. Да и задачи такой перед собой не ставит. Посредством CITES осуществляется международный контроль и регулирование торговли объектами флоры и фауны, то есть оказывается замедляющее воздействие на ту пружину, которая и раскручивает маховик изъятия животных и растений из природы.

Большинство стран бывшего СССР являются поставщиками животного и растительного сырья для традиционной китайской медицины. Это приводит к массовому браконьерству и торговле такими объектами флоры и фауны, как желчь медведя, струя кабарги, трепанг, женьшень, и т. д. В 1988-1993 годах неконтролируемый бизнес, связанный с добычей и продажей рогов сайгака, привел к двукратному падению численности этой антилопы. Урон, который нанесла нелегальная торговля поголовью кабарги и медведя, еще предстоит оценить. Но уже есть данные, что объем браконьерской добычи косолапых никак не меньше легальной. Незаконный отстрел кабарги превышает разрешенные лимиты во много раз. Безусловно, принимаются меры. Так, после включения сайгака в приложение CITES удалось навести относительный порядок в торговле рогами этого животного, которые также являются популярнейшим сырьем для нужд медицины.

Крайне неблагополучной остается ситуация в республиках Средней Азии, где, во-первых, широкие контакты с мусульманскими странами способствовали быстрому вовлечению населения в торговлю ловчими птицами на рынке Ближнего Востока, а во-вторых, бедственное экономическое положение среднеазиатских государств приводит к тому, что природные ресурсы рассматриваются как источник пополнения финансов. В результате основную опасность для редких видов фауны этого региона представляют, как это ни парадоксально, местные природоохранные органы. Именно они озабочены организацией и коммерческим использованием животного мира для получения максимальных прибылей. Так, например, в соответствии с “Индексами стоимости лицензий на добывание диких животных на территории Республики Узбекистан” цена разрешения на отстрел иностранными гражданами гепарда, леопарда и полосатой гиены составляет 5000, винторогого козла - 3000, барана Северцова - 2000, бухарского оленя и тянь-шаньского бурого медведя - 1500 долларов. А ведь известно, что все перечисленные животные занесены в Красную книгу.

Торговля некоторыми видами беспозвоночных в России и странах СНГ имеет широкомасштабный неконтролируемый характер. Коммерческий интерес представляют насекомые, отловленные для любительских и сувенирных коллекций. Цены на них колеблются от 1-2 до 80-100, а на недавно описанные или труднодоступные виды могут достигать 300 долларов. Общий годовой объем изъятия “коммерческих” насекомых на территории бывшего СССР, по приблизительным экспертным оценкам, составляет от 800 тысяч до 1 миллиона долларов. Что касается трепанга, то оценки ущерба, нанесенного численности этой голотурии, еще ждут своих исследователей. Но уже сейчас можно говорить о практическом уничтожении популяции. Известны случаи, когда сушеного трепанга вывозили в Китай целыми “КамАЗами”, невзирая ни на какие официальные запреты. По оценке дальневосточных биологов, его популяции, для того чтобы достичь уровня 80-х годов, необходимо как минимум лет 30, а то и все 50.

В Москве и в других крупных городах России налажена система сбора, транспортировки и широкой торговли редкими видами подснежников, занесенных в Красную книгу. Этот бизнес имеет устойчивую тенденцию к росту. Только количество конфискованных на рынках Москвы букетов выросло с 4 тысячи в 1993 до 18 тысяч в 1995 году. А каждый букет - это порядка 30-40 редких растений. По самым оптимистическим оценкам, конфискаты не превышают 10 процентов от проданного количества. Дальнейшее существование и развитие преступной торговли может, по оценкам специалистов, привести через несколько лет к полной деградации природных популяций и исчезновению этих красивых весенних цветов в их основных местах обитания.