Бриллиантовый художник
...Отчего он никогда не стремился из провинции в Петербург, блистательную и капризную столицу, где его знали, почитали, где последняя русская императрица Александра Федоровна, увидев в музее его картины, отметила бриллиантовой изысканной наградой его художнический промысел и талант? Отчего жизнь его в суровом краю, начатая на берегах сибирской реки Томи и продолженная в Золотой Долине - в Сучане, была так дорога ему? И напрочь отвергала всю праздную стихию богемной столичной жизни?
Растворилась в неведомом мире бриллиантовая ветвь, подаренная молодому художнику... Где и кому сверкает она теперь? Какой революционный солдат с ружьем вынес ее из разметанного бурей палшковского дома в Питере? На что обменял? И чья рука уже в Сучане, не дрогнув, сбросила все его картины в темный сырой подвал, да и само имя Иллариона Палшкова должно было на этом исчезнуть...
Но судьбе было угодно, чтобы в шахтерском городке в местной школе, а потом в горном техникуме стал он хотя бы учителем рисования.
Из воспоминаний Ивана Рыбачука, заслуженного художника России:
- Илларион был, конечно, не от мира сего. Я рад, что о нем вспомнили. Кончается ХХ век, а мы многое не успели узнать и многое не успели сказать о себе и о других. А за чертой века ведь будет другая жизнь и другие имена!
Помню я Иллариона очень зримо. Глаза у художников памятливые.
Первая его персональная выставка во Дворце угольщиков удивила многих. Такой талант - а мы не знаем? Я увидел его картины и изумился - да это же наш дальневосточный Левитан! Не знаю, страдал ли Илларион от своей задавленной известности, но думаю, что нет. Он был спокоен. Красив. Статен. Как всякий художник слегка кудлат. Любил степенно пить чай на веранде своего домика, смотреть окрест, слушать шум леса и молчать. Когда спрашивали, как приходит к нему вдохновение, отвечал - сие есть великая тайна, которую он, мол, еще не постиг. Это теперь мы не боимся сказать, что вдохновение есть связь с Космосом и с Богом. Но России от Бога ничего нет. Никакой благости. Никакого знака. И хоть молится русский человек на писанный художником божий образ, но Бог человека русского, скорее всего, не видит и не слышит. Выпал русский человек из божьего взгляда за нежелание покаяться в своих грехах! Такой, мне кажется, была художническая философия Палшкова.
Илларион был первым членом Союза художников страны от Приморья. Когда я думаю о нем, у меня сжимается сердце - какой художник творил в безвестности. Есть его дом, есть его картины, а памяти нет! Хотя бы у калитки в палисаднике табличку повесили...
Илларион Палшков закончил свой путь на земле в пятьдесят шестом году. А чуть позже с берегов его родной реки Томи приехала в Сучан Валентина Петровна Стежкова - ныне директор городского народного художественного музея в Партизанске. Вот так провидение ведет человеческие судьбы! Она нашла и вернула к жизни картины художника. Она спасла их. Молодая, красивая, поэтическая женщина, сохранившая в наши дни облик чеховских героинь.
Из рассказа Валентины Стежковой:
- В Сибири, в селе Усть-Логатском, крестьяне помнят семью Фомы Палшкова, тихую, старообрядческую, почитаемую всеми окрест. Илларион рос добрым мальчиком, замирал, увидев бабочку - это чудо природы. Любил лошадей и всякую живность. Собирал ягоды, грибы, травы. Сеял, бороновал, ловил рыбу на озерах, не знал городской жизни совсем и не хотел ее знать. Людей и лошадей срисовывал с книжек - в семье это поощрялось, но с осторожностью: как бы чего не вышло - живых-то нельзя, а вот так ладно, терпимо...
Мало кто знает, что домик художника на первой шахте был когда-то филиалом краевой картинной галереи. Года два-три. Потом приехали начальники и переместили его вот сюда. Домик как мемориальный кусочек жизни художника мы пытались сохранить, но нас никто и слушать не хотел: продали его горному техникуму. И стоит он теперь как обычный ветхий домишко, и живут в нем обычные люди, не подозревая, каким одухотворением он был наполнен. Какая душа осталась в этом убежище. Его жизнь была величественна и скромна одновременно и кончилась так тихо и незаметно, что из всего его окружения никому и в голову не пришло, что не стало провинциального художника с мировым именем. И был он еще редкого дара - ученый-энтомолог, каких немного на земле - он собрал всемирно известную коллекцию бабочек - две тысячи уникальных образцов. Эта коллекция демонстрировалась в тридцатые годы в Париже и Брюсселе, а самую дивную бабочку парижская академия назвала “Рафио Иллариони”, и с этим именем роскошное и загадочное явление природы вошло в историю естественных наук.
Сегодня часть этой коллекции удивляет посетителей в музее Партизанска. Коллекции этой скоро семьдесят лет, но краски ее свежи и лучезарны. А скульптурный портрет Иллариона Палшкова, выставленный рядом с его картинами в музее, являет нам лик человека, отстраненного от жизненной суеты...
Из воспоминаний Бориса Резникова, журналиста, старожила Партизанска:
- Мне лет тринадцать было, но я уже присматривался к художнической жизни нашего городка. Об Илларионе Фомиче говорили с почтением, но художником или ученым его мало кто называл. Ребятня, конечно, гордилась - это наш учитель рисования! А учитель имел художественное образование, которое получил в Петербурге, и волею злой судьбы, наркомата образования и пролетарских властей был, считай, сослан на край света. Впрочем, похоже было, что он счел это за благо. На улице Парковой построил небольшой домик с мезонином, жил незаметно, незатейливо, учил детей и писал картины.
Когда я первый раз увидел его живопись - я обомлел. Стал расспрашивать о его жизни, о семье. Узнал, что сын его единственный в начале войны студентом Ленинградского архитектурного института ушел добровольцем на фронт и погиб в первом же бою. Восемнадцатилетний мальчик с такою же святою душой, как и его отец.
Была война. Были “распределители”. Так назывались магазины, в которых по карточкам можно было купить что-то еще кроме хлеба и мяса. По тем временам иметь такую карточку было все равно, что иметь орден. Это был своеобразный Знак Почета. Таким знаком был награжден и художник. И хотя все продукты, милостиво разрешенные властью, умещались в одной кошелке, сосед Палшкова непременно подвозил его к магазину на своей двуколке: вот какой, мол, гражданин - мой сосед живет у нас на шахте...
Прошло полвека, теперь мы знаем, как непрост был этот человек, как бесценен его талант, каким духовным борением держал себя на поверхности жизни. Если придется вам побывать в Партизанске, зайдите в художественный музей, посмотрите картины и коллекцию Иллариона Палшкова. Поклонитесь застенчивому таланту “бриллиантового” художника, отмеченного милостью императрицы, но забытого нами...