“Группа риска” - это же наши дети
Каждый пятый поступающий в школу малыш не может включиться в традиционно сложившийся учебный процесс.
Каждый третий ученик страдает той или иной формой невроза.
30 процентов выпускников начальной школы испытывают отвращение к учебе.
Лишь 19 процентов старшеклассников не имеют проблем со здоровьем.
Эту страшную статистику довелось узнать в психолого-медико-педагогическом комплексе “Коррекция”. Сегодня уже можно однозначно говорить о том, что постоянно возрастающая численность детей так называемой группы риска достигла масштаба острой государственной проблемы.
Цветок-лепесток в валенках
Ванечке - ясноглазому, улыбчивому здоровячку - 13 лет. Он одинаково бегло читает справа налево и наоборот, может даже вверх ногами. А о грибах, похоже, вообще знает все на свете - Ваня учился читать по грибному справочнику. Увидев на моей руке кольцо, он со знанием дела заметил: “Хороший аметист”.
- Опал, - поправила его я. - Опал, опал, - эхом повторил мальчик и неожиданно добавил:
- Цветок-лепесток в валенках.
Ваня находится на домашнем обучении, и вот уже три года приходит на ул. Пологую, 60, в комплекс “Коррекция”. У него редкий и от этого не менее сложный диагноз - ранний детский аутизм. Он встречается с частотой примерно 5 случаев на 10 тысяч детей. Специалисты полагают, это следствие недостаточности центральной нервной системы. Оно, как правило, выражается в нарушении коммуникативной речи. Но наиболее беспомощным ребенок ощущает себя в общении с людьми. Он никак не может применить на деле, то есть к месту, те знания, которыми обладает. Вывести его из “заколдованного круга” внутренней жизни очень непросто.
- Весь трагизм ситуации состоит в том, что такими детьми в Приморье, да и в регионе практически никто не занимается, - говорит Геннадий Астанков, психолог высшей категории, директор комплекса “Коррекция”. - К нам сейчас ходят пять таких ребятишек. Методика работы с ними отрабатывается непосредственно в процессе общения. Из опыта психолога я вижу, какие функции нарушены, каким образом и как их можно корректировать. Специальной литературы по этому вопросу очень мало, практически нет.
С Ванечкой мы встречались две недели, прежде чем “знакомство” состоялось. “Спасли” усы. Мальчик их рисовал, лепил из пластилина - это была его мечта о взрослости. И вдруг я предложил ему потрогать свои, потом мы обошли всех усатых сотрудников “Коррекции”. И парень проникся доверием. Сейчас мы неразлучные друзья. Встречаемся два раза в неделю. Сначала читаем, пишем, рисуем, что-то мастерим, потом отправляемся в спортивный зал - гоняем мяч, “боремся”, прыгаем, бегаем. Ваня очень изменился за это время. Как говорится, уже невооруженным глазом видно - он все активнее начинает “вписываться” в реальную жизнь. И здесь немалая заслуга принадлежит еще его родителям. Вот она, настоящая любовь к ребенку! Впрочем, эти же слова можно сказать в адрес всех семей, которые водят к нам своих детей.
Одно обидно, можно было бы добиться еще больших успехов, будь у нас в комплексе подходящее оснащение, оборудование. Увы, сегодня здесь нет даже шведской стенки, не говоря уже о тренажерах. Сейчас сам плотничаю “по совместительству”, чтобы открыть психотерапевтический кабинет, который ох как нужен. Мебель тоже собираем, можно сказать, на улице. Все “научно-методическое” богатство “Коррекции” - два компьютера да старенький магнитофон. И это при том, что специалисты у нас работают первоклассные: Владимир Туриченко, врач-психиатр высшей категории, Ольга Белова - педагог-логопед высшей категории, Иосиф Штительман - педагог-психолог высшей категории.
Куда вас подети - нестандартные дети?
Длительное время отечественная школа строилась по единому образцу и была ориентирована на “среднего ученика”. Но число “нестандартных” детей, которые с трудом осваивают учебный процесс, с каждым годом растет. Здесь играют роль разные причины, но прежде всего социальные и психологические. Эти дети очень нуждаются в помощи - продуманной, действенной, эффективной.
Именно с этой целью - комплексной диагностики, подбора специальных развивающих программ, реализации возможностей интегрированного обучения, а также для оказания практической помощи организаторам народного образования, учителям и родителям в вопросах координационно-развивающей помощи детям, имеющим отклонения в развитии, был создан пять лет назад психолого-медико-педагогический комплекс “Коррекция”. Сначала при Фрунзенском отделе образования г. Владивостока. С марта 1997 г. он получил статус городского.
В поле его деятельности находится около 100 школ, свыше 130 детских садов. А количество штатных единиц осталось прежним - 14,5. Среди них - три ставки педагога-психолога, две - педагога-дефектолога, по одной учителей - логопеда, психиатра и педиатра.
Несмотря на этот штатный “минимум”, комплекс работает очень эффективно и с большой нагрузкой. За время его существования здесь было обследовано около семисот детей. Самую многочисленную “группу риска” составили дети с невротическими расстройствами, страдающие различными нарушениями речи: логоневрозами, дефектами звукопроизношения. Не отстают от них дети, имеющие сложные психические отклонения, интеллектуальные расстройства.
Сейчас на учет и динамическое наблюдение “Коррекция” взяла свыше 100 детей, нуждающихся в психокоррекционной и психотерапевтической работе.
- Приоритетными направлениями в нашей работе, - говорит Геннадий Астанков,- по-прежнему остаются индивидуальная и групповая консультативная помощь, работа по ликвидации пробелов в развитии, разработка и апробация коррекционных методик, в том числе с использованием компьютерных технологий, которые бы помогли не только детям, но и педагогам - тем, что с ними работают.
А вообще в самых смелых планах директора сделать “Коррекцию” базовым учреждением, чтобы с нее начала формироваться в городе единая комплексная система помощи детям “группы риска”. Это многопрофильное “заведение” в будущем помимо всего прочего просто обязано иметь медицинское отделение, хорошо оснащенный кабинет развивающих игр и, наконец, ту самую мини-школу лечебно-коррекционной педагогики, о которой говорят так давно и пока, увы, безрезультатно. А ведь она была нужна городу еще вчера. По прогнозам специалистов, в 2000 году останется только четыре процента старшеклассников, которых можно будет назвать стопроцентно здоровыми. При этом известно: почти половина первоклашек, проучившись две четверти, теряет в весе, у них падает гемоглобин.
Мини-школа могла бы одновременно стать и методическим центром для педагогов, которые работают в классах “выравнивания”. Подсчитано: для реализации этого важного и неотложного проекта потребуются большой штат и большие деньги. Но недостаток усилий и средств в решении этой проблемы уже через несколько лет выставит более страшный счет. Ведь речь идет о будущем здоровье общества. А пока... почти в ста владивостокских школах существует лишь 30 коррекционных классов.
“МАЛЫШ” становится “Умницей”
Что касается потенциала - у “Коррекции” он огромный. Здесь уже разработано 160 компьютерных программ по коррекционно-развивающему обучению. Комплекс был удостоен диплома 1-й степени за использование новых технологий в этой области на международной конференции “Образование 2000”, проходившей осенью нынешнего года во Владивостоке.
Особой популярностью сейчас пользуется сборник “Удивительное чтение”, составленный Константином Крикуновым, психологом высшей категории. А также его “Задания”, направленные “На повышение орфографической грамотности школьников”, “На развитие внимания младших школьников”.
В прошлом году в комплексе был начат эксперимент по использованию ЭВМ в диагностической и коррекционно-развивающей работе. Сейчас идет разработка программно-методических комплексов “Репетитор”, “УМНИЦА”, “Малыш+”. Весной нынешнего года специалисты “Коррекции” установили компьютерный методический комплекс “Малыш+” во вспомогательно-коррекционной школе-интернате № 1, а также в средней школе № 42 и лечебно-оздоровительном центре “Альтус”. Положительные отзывы вселяют надежду, что “Малыш” станет хорошим помощником в работе с “трудными” детьми.
Помимо компьютерных в арсенале “Коррекции” есть множество других программ - они успешно применяются специалистами комплекса в общеобразовательных школах - 17,
21-й, в Восточной школе, васютинской хореографической.
Впрочем, специалистам комплекса приходится консультировать и одаренных детей, точнее их родителей и педагогов. Ведь одаренных детей тоже можно отнести к “группе риска”, но уже с другим знаком. Здесь возникают свои проблемы - это возможная потеря интереса к учебе, непростые взаимоотношения с учителями - последним бывает зачастую очень трудно оценить и примириться с нешаблонностью восприятия и поведения интеллектуально развитого ребенка. А если у школьника еще неуживчивый характер...
- Моему сыну Севе 11 лет, - говорит Наталья Викторовна. - Никогда в жизни у него не было столько друзей, сколько появилось здесь, в “Коррекции”, за те несколько месяцев, что мы ходим сюда. Казалось, что страшный диагноз навсегда спрячет мальчика от нас в мире его собственных грез. А сейчас с каждым новым днем он все “реальнее возвращается” в нашу жизнь. И это настоящее счастье...