Ложь во спасение
Щедрым на премьеры оказался театральный сезон-99 для академического театра драмы им. Горького. Постановка пьесы А. Касоны "Деревья умирают стоя" (режиссер Феликс Берман) - последняя премьера уходящего года состоялась на сцене театра 8 декабр
Щедра цветовая палитра, на которую не поскупился художник-постановщик Владимир Колтунов, расписывая декорации по мотивам древних ацтеков. Они кажутся надуманными, почти водевильными. Испания ли это середины ХХ века? Гротескные парики и костюмы некоторых героев пьесы как-то не стыкуются с их трепетными сюжетными линиями. В свою очередь режиссер-постановщик спектакля Феликс Берман наделил персонажи повышенной экспрессией, доведенной порой до крика, будто хотел достучаться до самого непроницаемого зрителя. А сегодняшний зритель особо не нуждается в столь прямолинейной трактовке образов. (Добро - рыжее и кудрявое, а зло - черноволосое и гладкозачесанное.
Испанский драматург Алехандро Касона написал свою пьесу в конце 40-х годов. Впрочем, удивительная история, положенная в основу драматургии, как бы вне времени: ложь во спасение как благородный порыв души находила оправдание у человечества во все времена. Оттого, быть может, в стилистике костюмов, в предметах, окружающих персонажи пьесы, усматривалась некая путаница: сотовый телефон, цилиндр, кейс, платье образца начала века...
Завязка сюжета чем-то напоминала популярные нынче латинские сериалы, но, к счастью, высокая драматургия знаменитого автора-гуманиста одержала верх над подозрениями.
Некая контора занимается благотворительностью духа, т. е. принимает деятельное участие в сложных психологических и житейских ситуациях людей. К директору этого заведения (артист Андрей Бажин) обращается отчаявшийся пожилой сеньор (артист Евгений Вейгель). Двадцать лет обманывал он свою супругу (нар. арт. России Татьяна Данильченко), что их опустившийся внук якобы вполне пристойный человек. В подтверждение этой легенды дедушка писал письма от имени внука все эти годы, чтобы утешить бабушку, дать ей смысл жизни. Пытаясь выручить погрязшего во лжи сеньора, участники интриги (актеры Андрей Бажин и Марина Волкова), сами того не ожидая, оказываются вовлеченными в драматические события. Ослепленной любовью, но не потерявшей властности и трезвого рассудка бабушке (прекрасная работа нар. арт. России Татьяны Данильченко) удается всю эту историю повернуть в свое русло.
Удивительно точно подобранная музыка, нарочито комичные персонажи второго плана (актрисы Наталья Музыковская, Виктория Романенко, Наталья Крюкова) придают спектаклю ту самую атмосферу старого доброго провинциального театра минувших лет.
Не случайно говорят, что новое - это хорошо забытое старое.