Помним всех поименно

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Река времени непрерывна. Хотя и движется стремительным потоком. Сегодня нам кажется, что война в Чечне была всегда. А между тем с начала боевых действий прошло ровно пять лет - день в день.

Во Владивостоке вышла в свет Книга памяти

9 декабря 1994 года президент РФ Ельцин подписал закрытый указ № 21/6. В этот же день появилось и закрытое правительственное постановление № 1360. Бессмысленно искать тексты этих документов в сборниках правительственных и государственных актов - они не опубликованы до сих пор. Организаторы войн не любят светиться...

Но уже спустя сутки федеральные войска с трех сторон - с запада, севера и востока двинулись на территорию мятежной Ичкерии.

Тогда нам казалось, что это где-то очень далеко.

А когда в январе 1995-го уссурийские спецназовцы, а следом и морские пехотинцы Тихоокеанского флота вылетели на Северный Кавказ, нам казалось, что это ненадолго.

Но когда в Приморье, как и по всей России, пошли похоронки, а следом цинковые гробы, стало ясно, по ком звонит колокол: по всем нам. И война - надолго. Так оно, к сожалению, и оказалось.

Бойня продолжалась ровно два года. А еще через три года - сегодня - возобновилась с новой силой.

Сейчас более или менее ясно, за что мы воюем на Северном Кавказе. Тогда такой ясности не было. Помните, есть такая строчка: “...На той войне незнаменитой...”

Но родителям, женам и детям погибших от этого не легче.

Они помнят все.

Не хотим, не имеем права забывать и мы.

И потому руководством ЗАО “Владивосток-новости”, редакцией газеты “Владивосток” было принято решение издать Книгу памяти, чтобы еще раз вспомнить и назвать поименно всех наших земляков, сложивших свои головы на той проклятой войне.

Сегодня, в день 5-й годовщины начала боевых действий, эта книга вышла из печати.

От принятия решения до первых, пахнущих типографской краской экземпляров был непростой и долгий путь. Для начала нам предстояло выяснить для себя даже такой простой, казалось бы, вопрос: кого считать приморцами? Только тех, кто родился и жил здесь, у кромки океана? Нет. Наверное, и тех, кто уходил с этой земли на войну, как морпехи, вылетавшие с авиабазы ТОФ в Кневичах, или спецназовцы, уходившие из-под Уссурийска...

Книга памяти не смогла бы появиться на свет, если бы не потрясающая энергия и огромный вклад двух человек - заместителя командира соединения морской пехоты ТОФ полковника Сергея Кондратенко и председателя совета общественной организации “Родители военнослужащих Приморского края” Валентины Деревовой - они с полным правом стали соавторами издания.

Были написаны десятки писем родителям погибших с просьбой прислать нам сохранившиеся у них фотографии и документы. Ответили не все, но многие. И те документы, что приводятся на контрастных черно-белых страницах (а война - отнюдь не цветное кино), порой просто потрясают. В каждом из писем, что слали вчерашние мальчишки домой из-под Грозного, Шатоя, Ачхой-Мартана, есть обязательная, как заклинание, строка: “Мамочка, ты только не волнуйся. Все будет хорошо, и я приеду живой” .

Но привозили их в цинковых гробах.

Как Антона Жука из Владивостока или Женю Фролова из Спасска, Сергея Турчинского из села Ивановка Михайловского района или Юру Емелина из Находки...

...Мы списывались с воинскими частями, связывались с военкоматами, работали в архивах. Нам было страшно, что мы можем кого-то не назвать, не вспомнить. По той, первой, как теперь говорят, чеченской войне у нас получилась такая итоговая цифра наших потерь - 100 человек. Неожиданность круглой цифры вызывает недоумение: а может быть, все-таки больше? (Меньше, к сожалению, быть не может...)

Но и эта, никому не нужная круглость уже смазана новыми невосполнимыми потерями. С начала новой войны, с июля нынешнего года в Приморье пришли еще четыре похоронки... Мы успели назвать и эти фамилии. К сожалению, они наверняка не последние. Книга и заканчивается такими словами: “Мы ставим не точку - многоточие. Война продолжается...”

...За время чеченской войны корреспонденты газеты “Владивосток” пять раз вылетали на Северный Кавказ. Они тоже ночевали на блокпостах и выходили на зачистку, видели горящий Грозный и замерший от ужаса после радуевского рейда Кизляр, митингующий Аргун и полуразрушенный Шатой...

Это и их боль, и их память тоже...

...Книга памяти не смогла бы состояться, если бы не поддержка спонсоров - людей неравнодушных, которых мы попросили профинансировать издание. Они откликнулись моментально: Сергей Дарькин - генеральный директор ЗАО “Ролиз” и Николай Садомский - председатель совета директоров “Конэкагропромбанка”.

Спасибо.

Наше основное, повседневное занятие - выпуск газеты. И потому нельзя не назвать тех, кто работал над Книгой памяти по вечерам, в выходные дни, чтобы успеть к намеченному сроку. Это корректоры Светлана Тимофеева и Евгения Попова, это Игорь Черный и Людмила Поздеева, которые занимались компьютерным дизайном, версткой и обработкой фотографий, топографических карт и документов.

Нам хотелось бы поблагодарить и коллектив ГУП ИПК “Дальпресс”, который очень ответственно подошел к выпуску тиража.

Книга памяти - первый книгоиздательский проект ЗАО “Владивосток-новости”, редакции газеты “Владивосток”. Впереди - новые замыслы, но начать мы решили именно с этой темы. Да иначе, наверное, и нельзя.

Официальная презентация издания пройдет завтра, 11 декабря, в 10 часов в соединении морской пехоты. Место выбрано не случайно - в январе-июне 1995-го морпехи потеряли в Чечне 63 человека. Будут митинг, возложение венков, коленопреклонение. Экземпляры Книги памяти будут вручены родителям погибших.

И еще: не стоит искать издание в магазинах. Готовилось оно, как и любое подобное издание, не для продажи, это не коммерческий проект. Экземпляры будут направлены в первую очередь родителям погибших, в воинские части, музеи, школы, органам исполнительной власти на местах. Причем последним - местным властям мы направим Книгу памяти с тайной надеждой, что, может быть, и они наконец вспомнят о том, в каких условиях живут порой родители сложивших головы ребят. И администрация города Владивостока узнает, в каких жутких условиях живет мама погибшего чуть восточнее Грозного Сережи Соколова, а администрация Михайловского района поймет, что нельзя жить в такой развалюхе, в которой проживает мама Сережи Турчинского - храброго солдата, о котором не раз писали и в “Красной звезде”...

Мы помним обо всех погибших.

Но нужно ведь это не мертвым - надо это живым.