А там все улыбаются

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Недавно знаменитый Спиваков сказал: “Мы не хотим делать друг друга счастливыми”. Добавлю: и никогда не хотели. Издавна во многих из нас живет этакая подленькая радость - а у соседа-то корова сдохла! Вроде на душе легче, если кому-то плохо. А особенно если кому-то настроение испортил. Комплимент подарить - это выше наших сил. Сказать какую-нибудь пакость - хлебом не корми.

С началом перестройки казалось, что теперь, когда расцвела конкуренция, хоть в магазинах хамить перестанут и надменность продавцов не будет ежедневно портить настроение. Работники торговли продержались года два-три. Похоже, им уже до смерти надоело играть “импортную галантность”. В дорогой бутик скромно одетому смертному лучше не заходить - в лучшем случае на тебя просто не обратят внимания, иногда могут сквозь зубы процедить: “Руками не трогайте, все равно не купите”. Несмотря на то, что в газетах появляются объявления “Требуется продавец без опыта работы” (думаю, подразумевается советский опыт), так и не находятся артистичные люди, способные скрыть свое плохое настроение и осчастливить покупателя улыбкой. Недавно в кафе одного из магазинов довелось услышать, как еле двигающаяся буфетчица рявкнула на посетительницу: “За такую зарплату сама побегай!”

Правда, нельзя сказать, что совсем уж ничего не меняется. Позвонили мне недавно из стоматологической поликлиники: “Вы у нас год назад зуб лечили, приходите, пожалуйста, в любое удобное время на профилактический осмотр”. Понимаю, что им это ничего не стоит - если будут лечить, все равно за деньги. Но ведь внимание! Доброжелательность! Вот уж несколько дней прошло, а забота эта помнится. В случае необходимости в другую клинику теперь и не обращусь. Как просто сделать человеку приятное. Нам ведь не столько искренность нужна, сколько игра. Недаром, возвращаясь из-за рубежа, мы бесконечно вспоминаем, что там все друг другу улыбаются. Понимаем прекрасно, что это улыбки вежливости, но ведь от этого на душе хуже не становится.

У нас же самыми великими актерами остаются мошенники. Недавно из окна редакции видела, как шумная веселая компания женщин “восточной национальности” с многочисленными отпрысками, быстро сориентировавшись на местности и разделившись на группы, пошла вдоль дома. К подъездам подходили уже сломленные несчастьем, убитые горем беженцы. “Подайте на хлеб, дети от голода падают”, - звонили они в каждую дверь. И были при этом настолько артистичны, что многие верили и делились последним. А в мою дверь позвонила скромнейшая девушка в платочке: “Подайте на нужды епархии”. Глазки опущены, голосок ангельский. В епархии небось о таком походе и не слышали, а ведь как артистично сыграно! Нам бы в этой далеко не простой жизни хоть немного их таланта перенять - сыграть ведь можно не только горе или просьбу, но и заботу, внимание, радость в конце концов.

Мы не просто не хотим делать друг друга счастливыми. Мы, к сожалению, не хотим даже попытаться сделать это.