НА ПАРОМЕ - К ИЗБИРАТЕЛЯМ

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Очередной предвыборный скандал может разгореться во Владивостоке. После того как число паромных рейсов на остров Русский было сокращено, а по острову поползли слухи о повышении стоимости проезда, подкрепленные, кстати, недавними выступлениями руководства предприятия-перевозчика - ООО “Владморпасс” в СМИ, островитяне решили бойкотировать выборы.

ОСТРОВ ПАРАДОКСОВ В ОКЕАНЕ ЕСТЬ

Официально остров Русский является частью Фрунзенского района Владивостока, а его население, следовательно, живет в самой престижной части города. Однако благами цивилизации “русичам” пользоваться сложно - остров есть остров, и неширокий в общем-то пролив, отделяющий его от материка, становится непреодолимой преградой. Особенно сейчас, когда паром вместо шести совершает четыре рейса в день. Так что свою фрунзенскую прописку жители военного форпоста воспринимают не иначе как издевку.

Другой парадокс заключается в том, что остров, административно приписанный к Владивостоку, фактически принадлежит военному ведомству: все здешние земли управляются военным лесничеством, жилой фонд принадлежит управлению домов офицерского состава, дороги - военному дорожно-эксплуатационному участку. “Гражданской” администрации остались лишь школы, детские сады да распределение гуманитарки и прочих “социальных бонусов”.

РУССКИЕ ДОРОГИ...

Сейчас идут переговоры о том, чтобы передать жилье и дороги на баланс города. Военные с радостью согласятся. А вот городские власти перед эпохальным решением подумают:

- Остров может стать настоящей черной дырой для городского бюджета, - говорит зам. главы администрации острова Александр Воробьев. - Жилье не ремонтировалось много лет, дороги крайне запущены.

Кстати, о дорогах. Остров Русский - это огромная территория, на которой смогли бы разместиться два Владивостока с пригородами. Но в отличие от нашего относительно компактного города Русский представляет собой почти два десятка маленьких поселков и деревенек. Общая протяженность дорог, их соединяющих, - 270 километров, и на все про все - несколько корейских автобусов. Асфальтовых шоссе на острове нет, а местные грунтовки зачастую непреодолимы для комфортабельных, но капризных “корейцев”.

Военным - хозяевам здешних дорог не под силу содержать их в порядке. Единственный на острове грейдер способен поддерживать в нормальном состоянии лишь две основные “магистрали”. Так что многие поселки оказались дважды отрезанными: во-первых, вместе со всем островом - от материка, во-вторых - от оазисов цивилизации в виде больниц, ларьков, школ и магазинов, что еще действуют на Русском. Самый гнилой угол здесь - полуостров Саперный, здешний “Чуркин”. Говорят, когда владыка Вениамин посетил эти места, он чуть посох не выронил, увидев, как тут все запущено.

В принципе Саперный хорошо видно через узкую полоску воды бухты Новик, но пешком добраться оттуда до “инфраструктурного” микрорайона Подножье человеку затруднительно. Так же, как доковылять больному до единственной больницы.

- Зимой проще, - рассказывает Александр Воробьев, - бухту можно за 15 минут перейти по льду. А летом те, у кого есть лодка, приплывают сюда купить хлеба “на всю деревню и всю неделю”.

Кое-кто имеет машины и мотоциклы, но бензином автомобилисты Русского могут запастись только с помощью парома. Едут во Владивосток, забивают багажник канистрами. Имеющееся на острове дизельное топливо отпускается только военным.

ПАРОМ - НЕ РОСКОШЬ

А ведь когда-то на Русском квартировало около сорока воинских частей и гражданскому населению жилось неплохо - были работа, хорошее военторговское снабжение. Остров был закрыт для посторонних, а следовательно, царили тут тишь да благодать. Сегодня все круто изменилось. Работы нет, в магазине царствует “островная” надбавка. В придачу ко всему, как только остров открыли, туда хлынули толпы гостей: летом - желающих отдохнуть на пока еще чистых пляжах, зимой - любителей подледного лова. И это стало настоящей проблемой для местных жителей - на паром приходится буквально втискиваться, пытаясь прорваться сквозь плотные ряды туристов с огромными рюкзаками либо рыбаков с их ящиками. Еще и очередь на причале приходится теперь занимать не позднее чем за час до парома.

Похоже, разбитые пыльные дороги и убогость собственных жилищ не угнетают так жителей Русского, как сокращение паромных рейсов, как обделение возможностью съездить в город. В принципе даже те немногочисленные жители острова, которым повезло найти здесь работу, не жалуются на свою мизерную зарплату. Опять же только бы не отменяли паромы да не повышали б на них цену.

Кажется, наши многочисленные владивостокские кандидаты в депутаты, рассчитывая и на голоса “русичей” в том числе, даже и не подозревают о том, что “переправиться” в сердца островного электората можно исключительно на пароме.

- Народ собирается даже бойкотировать выборы, - заявил корреспондентам “В” Александр Воробьев. - Это без малого 4 с половиной тысячи голосов. А ведь подмечено, что островитяне - народ дисциплинированный. На выборы здесь всегда ходили в охотку: других развлечений нет.

КТО ПОТЯНЕТ ПАРОМЫ?

Генеральный директор ООО “Владморпасс” Александр Розенберг с Воробьевым категорически не согласен:

- Ну что вы, - сказал он, - по моим данным, на Русском 90 процентов избирателей будут голосовать за Наздратенко и Копылова.

Правда, откуда у гендиректора такие данные и кто проводил для него опрос среди островитян, он не сказал. Его заместитель Василий Топчей пояснил, что рейс отменили из-за того, что на нем мало кто ездил. И если летом все затраты окупали многочисленные отдыхающие, то к осени-зиме и таких не осталось. Переправляются все больше льготники. Появилась и еще одна проблема - в два с половиной раза подорожало топливо.

Пока руководители “Владморпасса” делились доводами о сокращении рейсов со своими кредиторами - администрациями края и города, - по острову пошли гулять слухи, что стоимость проезда на пароме увеличится. Во “Владморпассе” подсчитали, что цена билета в один (!) конец реально равна 135 рублям. Разумеется, перевозчики пока не рискуют так лихо повышать тарифы. Себе дороже.

Поездки в континентальный Владивосток - не прихоть островитян. Здесь они покупают дешевые продукты на оптовых базах, только здесь они могут постричься (парикмахерская на острове пока лишь в проекте одного частного лица). А ведь хочется порой и ребенка в цирк или кино сводить - увеселительных заведений на Русском тоже нет. Но если цена вырастет, то для тех, у кого нет права на бесплатный проезд, эти “радости” станут недоступны.

Вопрос с паромами сейчас решается в самых разных инстанциях - начиная с администрации края и заканчивая торговым портом, фактическим владельцем паромов и причалов. Проблема прибрежных перевозок остается открытой. К тому же - каждый по-своему заинтересован. ВМТП в процентах с деятельности “Владморпасса”. “Владморпасс” в дотациях властей, соизмеримых со стоимостью топлива. Краевая и городская администрации в том, как не обанкротить бюджеты с этими весьма дорогостоящими вложениями в прибрежные перевозки. Простые пассажиры - в обилии рейсов и их доступности.

По словам руководителя морского отдела администрации города Георгия Мартынова, в этом году на счета “Владморпасса” поступило 22,8 миллиона рублей. Причем платит администрация края - для этого даже предусмотрена статья в бюджете. А вот что будет в следующем году - до сих пор неизвестно.

Председатель краевого комитета судоходства, портов, связи и транспорта Иван Надеин получил недавно письмо за подписью зам. главы администрации города Ивана Аброськина, в котором тот говорит о трудностях с финансированием и предлагает пока оставить старую схему, когда край платит за городские морские перевозки, хотя и признает, что это прерогатива города. Договорятся ли Иван Иванович с Иваном Васильевичем? В “Белом доме” искренне считают, что у города еще предостаточно времени, чтобы “забить паромы” в свой бюджет.

Недавно в городской администрации, кстати, заседал экономический совет Владивостока. Мнения докладчиков сошлись: если ничего сейчас не предпринимать, то лет через пять прибрежного флота во Владивостоке не останется. Судам уже по 25-30 лет, к 2005 году будет списан последний паром. “На строительство новых судов в бюджете денег нет, - говорит глава морского отдела мэрии Георгий Мартынов, - только один паром обойдется казне в 3 миллиона долларов”.

Осилить такого рода судостроение при помощи того же “Дальзавода” администрация города в состоянии, но при условии, что деньги в этот проект надо вкладывать всем заинтересованным структурам, а не только властям Владивостока. Получилось бы что-то вроде акционерного общества с долями краевой, городской и морских администраций торгового и рыбного портов. А пока что экономический совет постановил провести тендер среди научно-исследовательских институтов: нужны экономически подкрепленные проекты спасения морских прибрежных сообщений.

Но научные изыскания быстро не делаются, а людям нужно ездить сегодня, завтра, каждый день. Каждое новое непоявление парома у причала жители Русского принимают на свой счет. Когда же будут считаться с их правами?