В Новый год с теплой печкой

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

На этом самом месте ровно два года назад наш корреспондент писал: “В этой очереди люди часто ссорятся. Бывает так, что старушки бьют друг друга палками, и даже ветераны войны бросаются в драку, как дворовые хулиганы...”. Отсюда, с угольных складов акционерного общества “Приморсклестоппром”, в прошлые годы, а точнее каждый раз по осени, писали свои тревожные заметки многие газеты, не только наша.

Во Владивостоке 60 тысяч человек живут в домах с печным отоплением

Дело в том, что во Владивостоке 60 тысяч человек живут в домах с печным отоплением. Люди эти, как правило, старые, небогатые, заплатить за уголь по себестоимости не могут. А федеральные дотации со временем иссякли. Отсюда - перебои с закупками угля на шахтах и разрезах, поэтому и возникали ажиотаж, очереди и неприличные потасовки стариков... Нынче, приехав на станцию Океанская к 11 часам, мы ничего подобного не увидели. Инженер по реализации топлива Наталья Гуртякова объяснила:

- Смотрите сами - угля много, с утра человек пятнадцать у нас уже побывали. Они сделали заявки, оплатили уголь и доставку и уехали по домам. Им незачем здесь толпиться, мы сами доставим топливо по адресу.

По территории сновал погрузчик, который загружал самосвалы, развозившие уголь по домам, да готовил площадку для приема новых вагонов. Столь будничную обстановку объяснил генеральный директор АО “Приморсклестоппром” Борис Данчин:

- Мы этой будничности рады. Впервые за последние годы проблем с дотациями нет, а значит, и уголь поступает бесперебойно - из Артема, Тавричанки, Липовцев, из других мест... Зачем столько поставщиков, спрашиваете? А у каждого хозяина своя печь - колосники, дымоход, тяга разные, поэтому и уголь каждому свой нужен. Мы об этом тоже должны думать. Вот эти гурты рассортированы по сортам и по цене - выбирай, хозяин!

Главная беда для малоимущих владельцев частных домов - проблема с дотациями - исчезла, когда руководству “Приморсклестоппрома” удалось подписать с новой городской администрацией договор. На текущий год было выделено 4 млн. 200 тысяч рублей. Это позволило не только работать ритмично в течение года, но и в два раза снизить цену топлива для каждого хозяина печи. А для ветеранов войны и труда сверх этого еще скидка установлена - на 50 процентов, в том числе и на доставку на дом. Итого уголь, который, допустим, стоит 400 рублей за тонну, ветерану обходится в 100.

Как говорит Данчин, большинство стариков еще по лету смогли оплатить топливо, причем сразу на всю зиму, а не то что в прошлые годы, когда брали по одной-полторы тонны, и только зря гоняли машины полупустыми. Берут-то обычно около 5 тонн на зиму... 5-6 тонн (в зависимости от калорийности), впрочем, предел для льготного приобретения. Владельцы больших коттеджей сверх этого количества оплачивают топливо по полной стоимости.

К сожалению, осталась проблема, которая и сегодня отзывается страданиями людей. В свое время снабжение островов Русского, Попова, Рейнеке было отдано коммерческим структурам. Качество угля, цена и прочее там не идут в сравнение с услугами Данчина. Но это проблема завтрашнего дня, решить ее Борису Дмитриевичу по силам. Были бы деньги и воля городской власти.

Впрочем, поспешная приватизация бывшей материальной базы управления топливной промышленности крайисполкома породила в других городах и районных центрах края те же проблемы, что и на островах. 29 топливообеспечивающих предприятий стали самостоятельными, но того опыта и тех возможностей, которые есть у Бориса Данчина и его команды, на местах нет. Стало быть, и проблемы там решать сложнее, чем в краевом центре.

А на станции Океанская на пронизывающем ветру и при 20-градусном морозе (во Владивостоке всегда теплее) рядом с застывшими от безработицы фанерным комбинатом, “Цветами Приморья” и другими более мелкими предприятиями база “Приморсклестоппрома” - пример стабильности и надежной работы. Дает тепло своим цехам собственная котельная, жужжит “Дружба”, готовя дрова впрок, специальная установка формирует торфяную смесь для комнатных цветов и огородов. Зима едва наступила, а тут уже думают о весне.

Всем так хочется тепла!