Тайские браконьеры торгуют алоэ
Когда американцы в июне прошлого года впервые посоветовали тайскому правительству сотрудничать с ними с целью создания антибраконьерских бригад, реакция была вежливо-равнодушной, поскольку некоторые государственные служащие либо не знали, либо отрицали существование развитой сети браконьерства в одном из самых крупных национальных парков Таиланда Хао Йай (Большая гора). Затем ситуация изменилась. И теперь каждый человек в правительстве и огромное количество простых людей знают и понимают важность проблемы браконьерства.
В тропические леса Таиланда браконьеры идут в основном с целью охоты и сбора алоэ, рыночная цена которого достигает более 1000 долларов за килограмм. Это растение продается в страны Ближнего Востока, из него изготовляют парфюмерные масла и духи. Браконьеры, собирающие алоэ, остаются в лесу до двух недель, вырубая деревья и убивая животных. Из-за отсутствия единой системы патрулирования и действий природоохранных служб нелегальные вырубка и отстрел вышли из-под контроля. Произошло резкое сокращение популяции тигра, слона, дикой собаки, медведя. Наносится непоправимый урон не только дикой среде, но и людям, поскольку вырубка леса больно бьет по местным фермерам. Так как северо-восточная часть Таиланда уже достаточно загрязнена, то поток миграции безработного населения хлынул на юг - в Бангкок и другие города. Это наносит вред парку Хао Йай, где еще сохранилась первозданная природа.
Совсем недавно в этом национальном парке произошел серьезный инцидент со стрельбой и жертвами. Группа браконьеров из 10 человек проникла на территорию, близкую к одному из известных водопадов. Они были очень хорошо экипированы и не похожи на тех тайцев, что чаще всего ходят в лес с самодельными ружьями, которые, несмотря на свой довольно смешной внешний вид, стреляют не хуже настоящих. Эти же были вооружены полуавтоматическими винтовками, привезенными контрабандой из Камбоджи.
Группа рейнджеров-тайцев патрулировала территорию. Некоторые из этих ребят прошли специальный курс обучения, позволяющий применять определенные приемы и умело маскироваться. Когда рейнджеры наткнулись на браконьеров, произошла перестрелка, в которой было убито по одному человеку с каждой стороны. Преступники были задержаны и вывезены на военном вертолете. Министр по охране окружающей среды лично приехал на территорию парка для того, чтобы помочь найти тела убитых.
В Таиланде торговля алоэ в последнее время приобретает массовый характер. Работа рейнджеров грозит посредникам, которые скупают у браконьеров эти растения и содержат секретные заводы по их переработке, серьезными убытками. Один из таких дельцов может заработать в месяц до 50 тысяч долларов на торговле алоэ, в то время как рядовой “добытчик” получит только 600 долларов. Программа по борьбе с незаконной добычей растений позволяет отстранить от бизнеса не слишком удачливых браконьеров. А в целом она снижает угрозу уничтожения тропических лесов. Ведь такие парки, как Хао Йай, - это единственное, что осталось от огромных нетронутых массивов леса.
То, что сейчас происходит с этим национальным парком, весьма типично для Азии. Обнищавших местных жителей нанимают для того, чтобы они рисковали своими жизнями и воевали с плохо оплачиваемыми рейнджерами, в то время как несколько человек бесстыдно обогащаются. Это очень похоже на то, что происходило не так давно в Африке, на ниве носорожьего бизнеса. В Зимбабве разработали политику, в результате которой было убито около 300 браконьеров. Но, несмотря на это, им на смену пришли другие, которые уничтожили практически всех носорогов, поскольку незаконный бизнес тогда процветал. Некоторые в то время говорили, что имеет смысл легализовать торговлю носорожьим рогом и распределять доходы между теми, кто занимается охраной животных. Но эта точка зрения была просто абсурдна.
В случае с национальным парком Хао Йай еще есть возможность спасти его природу благодаря активной поддержке нужд местного населения. Бедность жителей этих мест является единственной причиной, по которой они вынуждены сотрудничать с профессиональными браконьерами и помогают уничтожать национальное достояние.
Не находите, что такая ситуация очень похожа на все то, что творится сегодня в лесах Приморья?