Элита уходит в запас

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Недавно “В” писал о том, как офицеры-вертолетчики отдельного авиационного полка спасли жизнь двум рыбакам, потерявшимся во льдах озера Ханка. Управлял вертолетом лично командир отдельного авиационного полка Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы России, летчик-снайпер, полковник Сергей Камской как один из самых опытных вертолетчиков. Остальные его сослуживцы, многие из которых прошли Таджикистан, а кое-кто помнит и афганскую войну, тоже классные пилоты. Но то, какими темпами разваливается сегодня наша армия, дает право делать неутешительные прогнозы: пройдет еще несколько лет, и специалистов-военных подобного уровня здесь просто не останется.

Тогда кто же будет “пасти” с воздуха наши рубежи?

Полюбила летчика, думала - летает...

Молодые лейтенанты, оканчивая училище, имеют всего по 60 “налетанных” часов. Раньше, до реформ, за 5 лет обучения они проводили в небе по 300 и более часов. Наверстать упущенное не удается и на службе по банальнейшей причине - крайне ограниченны запасы авиационного топлива.

- Мы охраняем огромный участок границы - все Приморье и еще часть Хабаровского края, что в общей сложности составляет более 2 тысяч километров. Участок сложный, в большинстве это горно-таежная местность, - говорит Сергей Камской. - За безопасность в экономической зоне тоже отвечает наш полк.

Судя по тому, что летчики полка имеют всего по 60 - 80 “полетных” часов в год, а кое-кто из молодежи и по 30 минут, можно подсчитать, сколько времени приходится на охрану каждого километра границы. Вины военных здесь, конечно же, нет - наоборот, они делают все возможное и невозможное для обеспечения нашей с вами безопасности. Только с их помощью удается задерживать суда, браконьерствующие в наших водах, нарушителей границы. Не решаются без летчиков и многие “мирные” проблемы - неоднократно они спасали людей из зоны наводнения, искали потерявшихся в море рыбаков.

- Летаем только в экстренных случаях, - говорит комполка. - А раз так, то “в бой идут одни старики”, наиболее опытные пилоты. Организовывать тренировочные полеты для молодых офицеров возможностей практически нет . Тем временем опытные, заслуженные летчики потихоньку уходят в запас, а молодые лишены возможности набраться должного мастерства.

Вольно-невольно те офицеры, которые помнят, какой была наша армия до бесчисленных реформ, сравнивают:

- Раньше служить было проще, - рассказывает майор Анатолий Тунык, штурман звена транспортных вертолетов “Ми-8” и ветеран-афганец. - Наши войска тогда никто не называл элитными, но тем не менее обеспечивали их всем необходимым. Не было случая, чтобы наш командир часами сидел на телефоне, выискивая несколько тонн горючего. А такие вещи, как задержка зарплаты, мы и представить себе не могли. Было проще и в моральном плане. У нас была Родина, которую мы должны были защищать. Для этого мы и стремились в летные училища, проходили высокий конкурс. Сейчас наши политики говорят о великой России, но это только на словах. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, во что превратилась некогда сильнейшая в мире армия.

- Раньше в летные училища шли настоящие романтики, - продолжает замполит части подполковник Игорь Николайчук. - Сегодня же некоторые идут туда только для того, чтобы получить диплом о высшем образовании. Начиная служить, такой лейтенант сразу же ищет повод уволиться из вооруженных сил. Есть случаи, когда бывшие офицеры устраивались сторожами на автостоянки - там больше платят.

Зарплата лейтенанта-летчика сегодня составляет... 1800 рублей. При этом 99 процентов молодежи не имеет квартиру и перспектив ее получить. Это предусмотрел законодатель в законе “ О статусе военнослужащих”, где сказано, что на все время службы офицер обеспечивается служебным жильем, а это далеко не то же самое, что собственная квартира.

И даже казенную жилплощадь получают не все. Жилье приходится снимать, на что уходит львиная доля дохода. А питание... Питание - это отдельная тема для разговора. Когда-то, “до реформ”, офицеры-летчики просто обязаны были питаться в специальной летной столовой. Не один десяток ученых-медиков в свое время защитили на эту тему диссертации: научно доказано, что летчики должны иметь свой, особый рацион. Нагрузки, которые испытывает человек этой профессии, необходимо компенсировать специальной диетой.

Летчик, который совершает сложную посадку при неблагоприятных метеоусловиях, когда не видно взлетно-посадочной полосы, а самолет швыряет из стороны в сторону, может разом потерять до двух килограммов веса. Но и в обычных условиях нагрузки на организм не меньше. Возможность пищевого отравления, слабости из-за того, что ужин был недостаточно калорийным, либо из-за того, что организму чего-то не хватает, должна исключаться. Для этого и существовали летные столовые, где завтраки, обеды и ужины готовились строго “по науке”.

Теперь большинство пилотов сняты с довольствия. Огромная столовая авиаполка ФПС используется, наверное, процентов на 10, а что и где ест личный состав, волнует главным образом их жен. Надо отдать должное офицерам: меньше всего они говорят о зарплате, пайках, квартирах, проездных и тому подобных “мелочах”.

- Дайте нам достаточное количество топлива, отремонтируйте машины - мы всех нарушителей границы выловим, - обещают они.

Лейтенант Вячеслав Воропаев служит в полку уже 6 месяцев. За это время ему удалось совершить всего 3 вылета:

- В принципе я ожидал этого, ведь ни для кого не секрет, что армия сегодня переживает не лучшие времена. Но увольняться не буду, потому что все-таки надеюсь на перемены.

И тем не менее Слава не видит сегодня политика, который, по его мнению, действительно что-то может сделать для армии.

- Неплохо работает Путин, - говорит он, - но, учитывая характер нашего президента, премьер воспринимается как фигура временная.

Армия и бизнес что лед и пламень

Было дело, решили в полку сами зарабатывать деньги. Занятие это для военных, по меньшей мере, абсурдно, но выживать им как-то надо.

Попытались использовать для коммерческих перевозок имеющиеся в полку транспортные самолеты. Цены получились вполне конкурентоспособные, и в часть потянулись заказчики. Но очень скоро “лавочку” пришлось закрыть. Современный бизнес - игра без правил. Начавшие терять клиента гражданские авиакомпании сделали все возможное, чтобы подкосить соперника, - выставляли непомерные цены за пользование взлетно-посадочной полосой, выдвигали непременное условие, чтобы грузы проходили через определенные товарные склады, под разным предлогом не продавали топливо. Хорошо, что дело не дошло до “разборок”, - представляете, как бы это выглядело: “братки” против роты автоматчиков под командованием офицеров, прошедших Афганистан?

Сколько можно жить на энтузиазме?

Государство недостаточно финансирует, подзаработать не получается, но обстановка в полку по-армейски спокойная. Конечно, офицеры - народ дисциплинированный, иные в армии просто не выдерживают.

В казармах, где живут солдаты, - порядок в соответствии с уставом, “ружпарк” под надежными замками. Даже непонятно, как в некоторых частях солдаты умудряются, прежде чем отправиться в бега, похитить боевое оружие.

- А это все только из-за плохой дисциплины и безалаберности, - ответил бравый старшина, старший прапорщик Николай Маношкин. - У нас такое невозможно.

Нищета, с которой вынуждена сегодня мириться наша армия, в глаза не бросается - ее неплохо скрывает “спартанский дизайн”. Но если посмотреть чуть внимательнее, можно увидеть все приметы медленно, но верно наступающей разрухи. Особенно характерна “наглядная агитация”, которая давно устарела не только физически, но и морально.

Должен ли город финансировать армию? Вопрос этот отнюдь не риторический - и.о. главы администрации Владивостока Юрий Копылов не раз помогал летчикам.

- Однажды, когда нас особенно поджало с продуктами, он дал 20 ящиков сливочного масла для солдатской столовой, - рассказывает комполка Сергей Камской. - И не улыбайтесь, ведь масло для солдата - это не просто продукт питания, а целый ритуал: день, проведенный в армии, можно вычеркнуть из календарика только после того, как съел свой законный бутерброд.

Когда в части, где до сих пор служит много “афганцев”, отмечали 10-летие окончания той войны, Юрий Копылов организовал и праздник, и подарки для ветеранов. Навряд ли торжества такого уровня удалось бы устроить из полковой казны. Была и более существенная помощь от города:

- Не так давно Юрий Копылов оплатил из городского бюджета ремонт военного самолета, за что мы ему бесконечно благодарны, - говорит Сергей Камской. - Я прекрасно понимаю, что ни город, ни край не обязаны помогать военным, расквартированным на их территории. Дела Юрия Копылова, мне кажется, свидетельствуют только о том, что мыслит этот человек категориями государственными. Конечно, он один не в силах прекратить развал армии, но если ему по силам хоть немного остановить его, он никогда не откажет. Вот и о керосине переговоры ведем...

Что ж, можно понять военных, которые рассыпаются в благодарности перед градоначальником. Можно понять и Юрия Копылова, который не может и не хочет отстраняться от проблем нашей армии. Нельзя понять лишь государство, которое довело ее до этой черты.