Женское счастье Ольги Скрипко

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

С раннего детства характер Оли Бойко вполне соответствовал звучной фамилии - девочка умела постоять за себя, отстаивая свою точку зрения, где словом, а где и кулаком. Вернувшись как-то с родительского собрания, папа сказал Ольге: "Ну кого я вырастил! Ты же затерроризировала всех мальчишек!" На что дочь ответила: "Зато я всегда буду отвечать за все сама!" И отвечала, и не жаловалась никогда на боль и обидчиков. И пронесла это золотое правило через всю жизнь, внушив его своим четверым детям.

Сильная женщина дома просто мама

Что занесло девочку из прекрасного курортного городка Северного Кавказа Кисловодска на окраину России в мало кому известный тогда Большой Камень? Как получилось, что выпускница, окончившая школу с медалью, которой была по плечу любая престижная специальность, выбрала делом жизни совсем не женскую профессию - строить корабли? Как удается нести ей на женских плечах две тяжелые ноши: работа, с которой не любой мужик справится, и дом, где выросло - ни много ни мало - четверо ребятишек? Какая она в семье, эта женщина - энергия, порох, несомненный лидер на работе, чья фамилия долгое время звучала в крае, как только речь заходила о бедственном положении заводчан?

Об этом беседа корреспондента "В" с председателем профкома завода "Звезда", а "по совместительству" многодетной мамой Ольгой СКРИПКО накануне праздника Дня матери.

- Ленинград всегда манил меня своей неповторимой атмосферой города туманов, моряков, исторической и боевой славы, культурных традиций. Окрыленная романтикой, я поехала поступать в один из ленинградских институтов. Не добрав баллов, осталась за бортом студенческой жизни. Спасибо дяде, военному моряку: он привел меня на судостроительный завод, на котором работал в то время военпредом. Выбор профессии был предопределен - решила строить корабли и поступила в Ленинградский кораблестроительный институт.

После первого курса в студенческом отряде познакомилась с пареньком из далекого Приморья Виктором Скрипко.

- Понимали ли вы тогда, что это надолго и всерьез?

- Практически сразу поняла, что таким он и должен быть, человек, которого я хотела бы видеть рядом. Очень спокойный, уравновешенный, тактичный, Виктор умел быстро охладить пыл бойкой девушки-казачки. Первые годы совместной жизни эта его черта часто спасала нашу семью от затяжных разборок и взаимных невысказанных обид. Правда (смеется), с годами я стала мудрее, терпимее, а он, почувствовав непререкаемый авторитет главы семьи и мужчины в доме, может повести себя авторитарно.

- А это уважение, непререкаемый авторитет отца, воспитанный в детях, - отголоски кавказского воспитания?

- Оттуда. Мы с братом тоже росли в обстановке, когда слово папы - закон. Хотя он был человеком мудрым, тактичным, никогда не навязывал нам своего мнения, не заставлял делать что-либо против своей воли. Кто из молодых с превеликим удовольствием отправляется работать на дачу? Единицы. Папа шел на маленькую хитрость: "Поехали, Олюшка, на поле. Посидишь рядом, а то скучно мне одному". Понятно, Олюшка не будет сидеть и созерцать, как трудится старший. За тяпку - и вперед. Такой же метод воздействия примером мы применяли и на своих детях. Если уж совсем отговариваются - тут и прикрикнешь, как и в других нормальных семьях. В основном обходимся без силовых воздействий, стараемся, чтобы выезды на дачу воспринимались как пикник - природа, свежий воздух, обед на травке. А для "разнообразия" можно и тяпкой помахать.

- Студенческий неустроенный быт, занятия, ребенок. Как любовная лодка Ольги и Виктора лавировала среди многочисленных рифов, встречающихся на пути молодой семьи?

- Молодость тем и прекрасна, что есть силы, нерастраченные нервы, совершенно непередаваемая атмосфера студенческого братства, взаимовыручки. Да и ленинградские студобщежития с их устроенным бытом были пределом мечтаний многих молодых семей, ютившихся в каморках коммуналок.

У нас было все для нормальной по тем меркам жизни: прекрасная прачечная, кухня, большой светлый коридор, в котором росли наши дети, что, кстати, влияло на уровень развития нашей малышни. К примеру, наша Владочка, появившаяся на свет, когда я училась на втором курсе, рано научилась говорить, росла общительной, энергичной и самостоятельной девочкой, как любой общаговский ребенок. Взаимовыручка и взаимозаменяемость в студенческих семьях, дружба, связавшая нас на долгие годы, - самое прекрасное, что осталось от той поры. Мы не отказывали друг другу в приятных мелочах - идет сегодня наша семья в театр, ребенок под присмотром соседей. Завтра в нашей комнате - мини- детский сад.

Преподаватели также относились к мамам-студенткам с большим пониманием. Где-то зачет в более удобное время сдать - пожалуйста. Или на лекцию припоздниться по семейным причинам - ну что ж, отработаете. Вторая дочь Оксана тоже студенческий ребенок. Только побыть в этом статусе ей пришлось недолго - наша семья переехала в Большой Камень.

- Случаен ли выбор далекого приморского поселка?

- Подбили нас на это наши друзья по институту, которые родом отсюда, да и родители Виктора жили во Владивостоке. Немаловажную роль сыграло то, что здесь молодым специалистам предоставлялось жилье - мы буквально через несколько месяцев получили двухкомнатную квартиру.

- Как после славного города Ленинграда, душевной атмосферы студенческого братства показались жизнь и работа в Большом Камне?

- Трудно пришлось, особенно в первые годы. Народ здесь несколько иной. У каждого свои заботы. Понятно, что появление в коллективе работницы с двумя малолетними детьми на руках особо не приветствовалось. Встречалась и с косыми взглядами, и с откровенным непониманием, особенно когда в 1974 году появился на свет Алешка, а через 9 лет любимец и баловень всей семьи Федор. В то время к многодетным семьям вообще относились настороженно. Мы с мужем, чтобы не давать повода для лишних разговоров, работали в разных сменах, стараясь не отвлекаться от работы на производстве на больничные. Однако коллектив, в котором я работала строителем, был сугубо мужской. И я почувствовала со стороны мужчин гораздо большую поддержку и понимание моих материнских проблем.

- Лидер и революционерка по духу, Скрипко дома...

- ... Абсолютно не лидер. В семье у нас демократия. Все стараемся решать коллегиально. Главное, что мы старались воспитать в своих детях, так это чувство семьи, локтя, взаимовыручки, осознания своих корней. Я выросла на Кавказе, а там живут не просто семьей - кланами, знают все свои корни, истоки. От казачьих устоев, а родители мои из казаков, вынесла одну из главных заповедей: женщина должна уметь делать все. Исторически сложилось так, что воинственные казаки в любой момент могли собраться на войну, и тогда вся работа, и мужская, и женская, ложилась на хрупкие женские плечи. Может, от этого и я часто занимаюсь работой отнюдь не женской.

- Кстати, как восприняли ваши домочадцы назначение на пост председателя профсоюзного комитета в один из самых трудных в жизни "Звезды" моментов?

- Спокойно. Просто дети, наверное, еще в утробе матери знали, что им придется пережить, учитывая неугомонный мамин характер. А если серьезно, то и муж, и дети - самая мощная поддержка. Иногда приду с завода разбитая, нагруженная людскими проблемами до предела, переполненная чужой болью и осознанием того, что помочь ничем, кроме доброго слова, не могу - дети уже понимают - не до них. Вообще мои ребята стараются все свои проблемы решать самостоятельно, основываясь на том самом золотом правиле - за все отвечать самим. С вопросами чаще обращаются к старшей дочери - она человек более рассудительный, в чем-то лояльный, а мне можно и под горячую руку угодить (смеется).

- Приходилось прибегать к силовым методам воздействия?

- Не без этого, но это просто по настроению, детвора это понимает и не обижается. А вообще я считаю, что ремень - это не воспитательный метод. Самая главная заповедь матери, по моему разумению, заложена в самой женской природе - защищать своего ребенка. Он не может быть плохим. Если ребенок совершил недостойный поступок, то, прежде чем браться за ремень, нужно докопаться до сути, разобраться, что побудило его к этому. Обвинить проще всего, от этого нашкодившее чадо вряд ли станет лучше. Как сделать так, чтобы этого больше не повторилось, - вот самое главное для каждого родителя, в этом его ответственность и перед обществом, и перед ребенком.

- Дети выросли, обзавелись собственными семьями, подарили вам внуков. Как вы думаете, ваши материнские заповеди проросли в их душах, используются ли в воспитании собственных чад?

- Сегодняшнее время диктует свои правила. В чем-то мои девочки, а пока лишь Влада и Ксюша имеют детишек, жестче, требовательней меня, а в чем-то лояльнее. Но и в их семьях в отношениях с детьми основа всему - взаимопонимание, атмосфера любви и тепла. И мне это было очень приятно осознать, когда в этом году на моем юбилее все дети и внуки собрались за праздничным столом, даже Оксаночка нашла возможность приехать с далекого Кавказа, где она живет 8 лет. Я явно почувствовала - мои дети, такие разные, непохожие друг на друга, - единое целое, настоящая семья, свято хранящая традиции и корни. А значит, я спокойна за их будущее и за будущее своих внуков, где бы они ни жили: под маминым ли крылышком или за тысячу километров друг от друга...