«Стиральный порошок» для народа

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

На конец 1999 года в четыре раза увеличилось количество религиозных организаций на территории Приморского края по сравнению с началом десятилетия. Этим фактом крайне обеспокоены во владивостокско-приморской епархии Русской православной церкви. По этому поводу распространен официальный пресс-релиз с подытоженной информацией о краевом религиозном “тоталитаризме”. А при кафедре теологии и религиоведения ДВГУ начали проводиться православные лектории, где уделяется большое внимание опасности сектантства.

Местные православные обеспокоены ростом сект

В обращении местных православных говорится следующее. По мнению секретаря миссионерского центра епархии иеромонаха Иннокентия, деятельность большинства новых религиозных организаций в Приморье носит деструктивный характер. “Недостаток распространения информации о новых тоталитарных религиозных организациях способствует росту числа адептов в некоторых сектах. Это становится возможным в том числе и потому, что в крае слишком мало знают обо всех сторонах их деятельности”.

В начале 90-х годов в Приморье легально работали 43 религиозные организации пяти конфессий. К началу августа этого года у нас действовало уже 150 общин 20 конфессий. Кроме того, по оценкам экспертов сектора по работе с религиозными организациями администрации края, свыше 50 общин и групп сейчас функционируют, так и не зарегистрировавшись в управлении юстиции.

“Не оскудевает желание новых и новых религиозных проповедников начать действовать в Приморье. С 1997 по 1999 год в крае с краткосрочными и длительными визами официально побывало около 400 иностранных миссионеров. Много иностранцев проводят миссионерскую деятельность, не ставя в известность об этом власти”.

В последние годы религиозная обстановка в крае (да и в России в целом) почему-то напоминает рынок с его классическими законами конкуренции, спроса и предложения, монополизма; непременным наличием криминала... Кстати, в этой образной “схеме” даже далекие от любой религии люди ревнителей православия время от времени обвиняют в стремлении к “монополизму”, так как их методы нажима на секты сами по себе строятся по сектантскому принципу. Верующие привлекаются православными чаще не проповедью, а по подобию рекламных роликов про моющие средства, методом того, что “другой альтернативы нет”. Вот это, дескать, обычный порошок, а у нас - все отмоет, только обычный выбросьте!

С другой стороны, православных тоже можно понять: никем не может оспариваться “культурообразующая роль” этой конфессии. Да и тоталитарные секты - это не просто устрашающее словосочетание. Действительно, как указано в пресс-релизе, большое число сект не зарегистрировано в надлежащих органах.

И более того, в крае появились секты, прикрывающиеся статусом “общественной организации”. В феврале с. г. наша газета рассказывала, как корейское “Движение объединения” (“Церковь Муна”) после ряда безуспешных попыток стать официально зарегистрированной конфессией и уже под “общественными” названиями “Федерация женщин за мир во всем мире” и “Федерация семьи за единство и мир во всем мире” ведет откровенно религиозные проповеди. По публикации репортажа краевое управление юстиции получило еще одно доказательство правонарушения. Но дело приняло неожиданный оборот - представители “Движения объединения” подали в суд на управление юстиции (в том числе за необоснованное вмешательство), рассмотрение этого дела состоится во Фрунзенском райсуде 15 декабря.

Таким образом, налицо прямое столкновение религии и местной власти. И судя по всему, о повальной деструктивности на местном “религиозном рынке” стоит обеспокоиться не только православным.