«Стиральный порошок» для народа
На конец 1999 года в четыре раза увеличилось количество религиозных организаций на территории Приморского края по сравнению с началом десятилетия. Этим фактом крайне обеспокоены во владивостокско-приморской епархии Русской православной церкви. По этому поводу распространен официальный пресс-релиз с подытоженной информацией о краевом религиозном “тоталитаризме”. А при кафедре теологии и религиоведения ДВГУ начали проводиться православные лектории, где уделяется большое внимание опасности сектантства.
Местные православные обеспокоены ростом сектВ обращении местных православных говорится следующее. По мнению секретаря миссионерского центра епархии иеромонаха Иннокентия, деятельность большинства новых религиозных организаций в Приморье носит деструктивный характер. “Недостаток распространения информации о новых тоталитарных религиозных организациях способствует росту числа адептов в некоторых сектах. Это становится возможным в том числе и потому, что в крае слишком мало знают обо всех сторонах их деятельности”.
В начале 90-х годов в Приморье легально работали 43 религиозные организации пяти конфессий. К началу августа этого года у нас действовало уже 150 общин 20 конфессий. Кроме того, по оценкам экспертов сектора по работе с религиозными организациями администрации края, свыше 50 общин и групп сейчас функционируют, так и не зарегистрировавшись в управлении юстиции.
“Не оскудевает желание новых и новых религиозных проповедников начать действовать в Приморье. С 1997 по 1999 год в крае с краткосрочными и длительными визами официально побывало около 400 иностранных миссионеров. Много иностранцев проводят миссионерскую деятельность, не ставя в известность об этом власти”.
В последние годы религиозная обстановка в крае (да и в России в целом) почему-то напоминает рынок с его классическими законами конкуренции, спроса и предложения, монополизма; непременным наличием криминала... Кстати, в этой образной “схеме” даже далекие от любой религии люди ревнителей православия время от времени обвиняют в стремлении к “монополизму”, так как их методы нажима на секты сами по себе строятся по сектантскому принципу. Верующие привлекаются православными чаще не проповедью, а по подобию рекламных роликов про моющие средства, методом того, что “другой альтернативы нет”. Вот это, дескать, обычный порошок, а у нас - все отмоет, только обычный выбросьте!
С другой стороны, православных тоже можно понять: никем не может оспариваться “культурообразующая роль” этой конфессии. Да и тоталитарные секты - это не просто устрашающее словосочетание. Действительно, как указано в пресс-релизе, большое число сект не зарегистрировано в надлежащих органах.
И более того, в крае появились секты, прикрывающиеся статусом “общественной организации”. В феврале с. г. наша газета рассказывала, как корейское “Движение объединения” (“Церковь Муна”) после ряда безуспешных попыток стать официально зарегистрированной конфессией и уже под “общественными” названиями “Федерация женщин за мир во всем мире” и “Федерация семьи за единство и мир во всем мире” ведет откровенно религиозные проповеди. По публикации репортажа краевое управление юстиции получило еще одно доказательство правонарушения. Но дело приняло неожиданный оборот - представители “Движения объединения” подали в суд на управление юстиции (в том числе за необоснованное вмешательство), рассмотрение этого дела состоится во Фрунзенском райсуде 15 декабря.
Таким образом, налицо прямое столкновение религии и местной власти. И судя по всему, о повальной деструктивности на местном “религиозном рынке” стоит обеспокоиться не только православным.