Вместе мы сила

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Интервью с начальником управления начального профессионального образования департамента администрации края по профессиональному образованию, науке, информации и связям с общественностью Владимиром Моисеенко

- Владимир Васильевич, первые профессиональные учебные заведения у нас в крае появились в 1893-1895 годах и в начале этого столетия активно завоевывали популярность как у населения, так и у власть предержащих...

- За эти годы многое менялось в самой системе, но она всегда развивалась самостоятельно, независимо от других, выполняя свои совершенно конкретные задачи. Сегодня мы говорим о новом уровне начальной профессиональной подготовки.

- И что это дает краю?

- В Приморье 57 учебных заведений, где готовятся кадры по 65 профессиям и 125 специальностям. Утвержден региональный перечень специальностей, определяющий приоритеты для нашего края. Почти 30 тысяч молодых людей получают первую в своей жизни профессию в наших учебных заведениях. Вот и делайте вывод, насколько важно это для Приморья.

Квалифицированные рабочие, классные специалисты нужны всегда. Не могут быть все инженерами, руководителями. Кто-то ведь должен шить одежду, печь хлеб, строить дома. Есть профессии, потребность в которых независимо от времени будет постоянной. Другое дело, что мы стараемся шагать в ногу со временем и открываем новые специальности. Они не остаются незамеченными, ребята с удовольствием выбирают такие профессии, как работник гостиничного хозяйства, рекламный агент, агент по недвижимости, изготовитель художественных изделий из дерева, лесник, оператор наборно-компьютерной техники.

- Так уж сложилось, что Приморье и Хабаровский край всегда соревновались во всем. Можно ли сравнить системы начального профессионального образования? Корректно ли будет задать такой вопрос: кто добился больших успехов?

- Я думаю, хабаровчане не обидятся, если я скажу, что мы. И скажу это с гордостью. Конечно, многое зависит от педагога, особенно в учебных заведениях начального звена. К нам приходят “трудные”, сложные подростки. Поэтому так важно, чтобы занимались с ними учителя-профессионалы, учителя по призванию. И мы не бедны такими кадрами. Но еще более важно, когда есть поддержка местной исполнительной власти. Поддержка и помощь. Вот здесь, я думаю, нам больше повезло, чем соседям.

В течение последних пяти лет администрацией Хабаровского края были приняты два постановления в поддержку начального профессионального образования, а у нас 14 законодательных актов - это и законы, и постановления. Пожалуй, главным достижением стало принятие закона о начальном профессиональном образовании. Мы сделали это первыми на Дальнем Востоке. За каждым документом - реальное дело, конкретная программа действий.

В последние три года при неизменной сети учреждений начального профессионального образования в Хабаровском крае контингент учащихся сократился на 10 процентов. У нас он из года в год увеличивается на 3-5 процентов. Открылись три новых учебных заведения - в Ольгинском, Красноармейском, Тернейском районах.

Насколько мне известно, из-за отсутствия финансирования учебно-материальная база училищ у соседей практически не обновляется, большие трудности с компьютеризацией. Нам удается делать это за счет однопроцентного сбора на нужды образовательных учреждений. Помогаем проводить текущий ремонт зданий и сооружений, приобрели 70 современных компьютеров и другую оргтехнику.

Задолженности по заработной плате инженерно-педагогическим работникам у нас нет. В течение прошлого года дважды был проведен взаимозачет для ликвидации долга за тепло- и электроэнергию на сумму около 27 миллионов рублей. В Хабаровском крае взаимозачеты не проведены, и на первое января этого года долг составлял более 70 миллионов рублей. У нас на эту же дату было 2,7 миллиона рублей.

Благодаря принятым законодательным актам из года в год в Приморье организуется летний отдых учащихся, особое внимание уделяется социальной защите сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня наши лучшие учащиеся на равных со студентами высших и средних учебных заведений получают стипендии губернатора, а наши лучшие преподаватели и мастера - премии губернатора.

Я хотел бы вернуться к началу нашего разговора, когда я говорил, что система начального профессионального образования всегда была самостоятельна. Сегодня при самостоятельности принятия решений мы не можем существовать автономно. Убежден, сегодня мы сильны тем, что входим в единую систему профессионального образования края. Структура департамента позволяет нам чувствовать себя более уверенно, дает возможность теснее связать все уровни образования в плане интеграции учебных планов и программ, участвовать в конкурсах профессионального мастерства, выработке единой политики в области профессионального образования.