Спасайся кто может... в Приморье!

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Папарацци совсем распоясались. Мало того, что они отравляют жизнь звездам Голливуда, политикам и прочим знаменитостям, они еще и вмешиваются в жизнь природы, вынуждая целые виды божьих тварей покидать насиженные места.

Маленькая желтоклювая цапля гнездилась на скалистых островах Желтого моря вдоль Корейского полуострова. Этих птиц и без того оставалось всего 960 пар - в прошлом веке их почти полностью истребили из-за великолепных “кружевных” перьев-эгреток. Необыкновеннo изящны эти цапли в брачный период - гуляют по острову в шикарных белых нарядах как невесты. Мода на перья, слава богу, прошла, но тут объявились любители природы, которые, узнав про редкую исчезающую птицу, повадились приезжать большими толпами, толкаться возле гнезд и фотографировать птенцов.

“Ну и вот вам”, - решила цапля и переселилась на 600 километров севернее родных островов. На острове Фуругельма в Дальневосточном морском заповеднике ее уж точно никто не найдет. Зато приморские орнитологи Наталья Литвиненко и Юрий Шибаев, обнаружив в этом году 40 гнездящихся пар желтоклювой цапли, очень обрадовались. “То, что птичка обосновалась в заповеднике, дает шанс этому виду на выживание”, - сказала Наталья Михайловна.

Конечно, маленькая цапля - это не чайка Джонатан Ливингстон и не горьковский буревестник, но орнитологам она показалась очень симпатичной и мужественной. И в туман, и в тайфун она целеустремленно летит по своим делам, кувыркаясь на ветру, в то время как соседи - серые цапли сидят и ждут, когда кончится непогода. И птенцы у нее такие же: в то время как отпрыски серой цапли едва отваживаются пролетать над травкой на острове, те рвутся к морю играть с другими птицами и мелкими рыбешками.

Единственная проблема в новой обстановке - это места кормления. На острове Фуругельма нет для цапель подходящей пищи, и им приходится лететь за 15-20 километров на побережье, где много мелководных лагун. Но побережье как раз и не является территорией заповедника, и вот уже несколько лет висит над ним угроза воплощения проекта “Туманган” - строительства инфраструктуры порта и железной дороги в точке соединения трех границ (Северной Кореи, России и Китая).

Побережье южного Приморья и устье реки Туманной вообще уникально: здесь на мелководье отдыхают и кормятся 350 видов перелетных птиц, ежегодно мигрирующих по маршруту Восточная Азия - Австралия. Ученые мечтают всю эту территорию сделать заповедником. “К сожалению, сейчас это совершенно невозможно”, - считает Алексей Тюрин, заместитель директора по науке Института биологии моря ДВО РАН. И в прежние времена расширить заповедник было чрезвычайно трудно, а сейчас идет большое давление в сторону сокращения.

Но, видимо, рано или поздно расширять охраняемую территорию придется. В списке птиц, обитающих на территории России, появился новый вид, и могут прибавиться еще. “Это говорит о роли заповедника в природе”, - сказал Тюрин.

Будем надеяться, что и другие исчезающие виды птиц каким-то образом узнают, что в заповеднике больше шансов уцелеть, и уже никакие папарацци не помешают им растить потомство и наслаждаться жизнью.