Английские истории Виктории Волкогоновой

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Нынешней осенью в Лондоне состоялся традиционный театральный фестиваль. Тема этого года - “Характер и исполнитель”. В Лондон-студио-центре педагоги, мировые знаменитости давали мастер-классы для артистов театров современного танца, драматических актеров, актеров театра кукол. В числе его участников, а их было свыше ста, находились и трое россиян: Михаил Иванов из санкт-петербургского театра “Игуан” и двое владивостокцев: будущий режиссер-хореограф Виктория Волкогонова и Наталья Козел, артистка театра камерного танца Ольги Бавдилович.

Попасть на этот престижный творческий фестиваль наши землячки смогли благодаря гранту института “Открытое общество”, представительство которого находится во Владивостоке. Наш корреспондент встретился с Викторией Волкогоновой вскоре после возвращения участников фестиваля на родину.

- Как вам показался фестиваль, вы там были впервые?

- И очень жаль, что впервые. Такая учеба необходима как воздух, хотелось, чтобы ею могли воспользоваться как можно больше людей, причастных к миру творчества. Спасибо “Открытому обществу”, оно взяло на себя все расходы по поездке: дорога, проживание, оплата мастер-классов.

Наиболее интересными для нас были занятия у таких педагогов, как Юкио Ишида из театра “Кеген” (он работает в японской традиции XV-XVI веков), Антонио Фава (итальянская комедия дель арте), Роман Сакаяр (индийский санскрит от Рамаяны, техника Каламандалам).

- А ваши впечатления о Лондоне, они не разошлись с книжными представлениями о нем?

- Город превзошел все ожидания - радостный, живой. Покорили навсегда англичане (очень вежливый народ) и архитектура. Несмотря на то, что все две недели занятия в мастер-классах шли с утра до вечера, нам удалось побывать на обзорной экскурсии по городу, совершить речную прогулку по Темзе. К слову, в Лондоне очень много русских.

- А что собой представляет английский балет?

- Еще на рубеже ХVIII-ХIХ в. собственного балетного театра Англия не имела. На лондонской сцене оттачивали свое мастерство признанные балетмейстеры и танцовщицы из Европы. А “Русские сезоны” Дягилева в 1910 году оказали значительное влияние на само понимание искусства балета. В его труппе танцевало много англичан, в том числе и Нинет де Валуа, которая позже открыла свою школу - академию хореографического искусства, призванную развивать традиции классического танца. Она считается основоположницей английского балета. Анна Павлова организовала в Лондоне труппу, состоящую преимущественно из английских танцовщиков, и открыла свою школу.

В 1957 году лучшая национальная труппа получила название Королевский балет Великобритании. Здесь начинали работать молодые хореографы Джон Кранко и Макмиллан. Формированию же классического репертуара труппа обязана Фредерику Аштону, который в течение многих лет ставил балеты для знаменитой Марго Фонтейн.

Сегодня в Англии насчитывается много балетных школ и студий самого различного направления. Нам удалось увидеть на одной из самых престижных сценических площадок - Элизабет-холл труппу физического театра “DV-8”. Она интересна даже не столько своими пластическими открытиями, сколько спецэффектами, например, с помощью лазерной голографии во время действа на сцене появляются объемные движущиеся тела и так далее. Думаю, наш театр камерного танца Ольги Бавдилович, в котором я в свое время тоже работала, вызвал бы у английской публики не меньший интерес и даже без спецэффектов.

- А чем вы занимаетесь сейчас?

- Учусь на 4-м курсе в ГИТИСе - сейчас это Российская академия театрального искусства. Моя будущая специальность - режиссура хореографии.

- Сегодня многие драматические театры имеют в своем составе хореографа. Эти тенденции особенно заметны в Москве и Санкт-Петербурге. Как вы намерены распорядиться во Владивостоке тем багажом знаний, который привезли из туманного Альбиона?

- Действительно, сейчас многие спектакли ставятся по-новаторски, ярко, необычно. Та же классика может быть решена в совершенно особой пластике. А вообще, в преподавании хореографии, на мой взгляд, важна даже не пластика, вернее, не только она - важно осваивать и воспринимать стили разных направлений, эпох, жанров.

Не так давно меня пригласили преподавать в институт искусств, на актерское отделение. Сейчас готовится дипломный спектакль по пьесам Лопе де Вега, где я выступаю в роли хореографа. Невольно бросается в глаза, особенно на примере старшекурсников, как не хватает будущим актерам хореографического образования.

Уже пятый год занимаюсь танцем с ребятишками в детском центре, где создан маленький музыкальный театр. Недавно прошла премьера спектакля “Таинственный гиппопотам”. Очень приятно работать с юными артистами, они так прекрасно чувствуют музыку, пластику движения.

Опять же при институте искусств есть ансамбль старинной музыки под руководством Аллы Смородиновой, который исполняет произведения эпохи Возрождения: фроттолы, вилланеллы. Я буду заниматься “декорированием” этой музыки танцами.

Нынешней осенью мне посчастливилось также побывать на первом европейском фестивале современного танца, который проходил в октябре в Москве. Сюда съехались коллективы из Бельгии, Франции, Нидерландов. И должна с гордостью сказать - наш современный русский балет не уступает зарубежному в таланте и виртуозности. Хочется верить, что во Владивостоке, где так любят и ценят балет, появится когда-нибудь свой храм Терпсихоры. У нас очень много талантливых хореографических коллективов, театров, студий.