Папа и семеро ребят

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Вообще-то детей у Юрия Шкурко, в прошлом старшего моториста, отдавшего морю не один год, и до сего дня классного водителя, десять. Старшие Юрий, Галя, Лена и Саша уже живут собственным домом и даже родили ему двух внучат - Анжелику и Никиту. Зато младшие все при нем. Только 14-летняя Любаша, которую назвали в честь мамы, находится в специнтернате, заканчивает 9-й класс. Она попала в это заведение после страшной аварии - несколько лет назад ее сбила машина. Девочка полмесяца находилась на грани жизни и смерти и навсегда осталась инвалидом - у нее плохо действует правая рука, нарушена речь

Они живут без мамы, без игрушек, без обновок и при этом улыбаются людям...

Для мамы эта трагедия тоже стала роковой, как, впрочем, и для всей семьи. Утешение своему горю Любовь Михайловна нашла среди кришнаитов. Сначала ходила в храм на Руднева, а потом в один из дней четыре года назад ушла из дома. Недавно ее видели в Москве. Рассказывают, она все время плачет и просит прощения у детей. Но в родные края к семье не возвращается....

- Я свою Любавку крепко любил, да и она меня тоже - иначе бы не родили столько детей, - вздыхает Юрий Петрович, нервно приглаживая седой "бобрик". - Мы познакомились с ней четверть века назад, она тогда только окончила курсы шоферов - 20-летняя, красивая. Я незадолго до этого вернулся на "Советской России" из удачного рейса. Было мне в ту пору 33. Влюбился. Жизнь засверкала голливудской улыбкой, и казалось, впереди ждут только счастье и удача... Но и после того, как остался с детьми один, жену свою не сужу: значит, судьба такая выпала, хотя ни в бога, ни в черта не верю. А ребятишек всех покрестил. Пробовал найти себе хозяйку, детям мать - не получается. Да и кто пойдет на семерых...

Когда мы с фотокорреспондентом приехали в гости к Шкурко на станцию Весенняя, все три комнаты в доме были пусты - лишь на крыльце сиротливо розовели сапожки. Игрушек я тоже нигде не приметила. Вся детвора находилась при деле - Петя в вечерней школе на занятиях - он учится в 10-м, Люба в интернате, Яна уехала к сестрам во Владивосток, а Дуняшу, Женечку и Машу благодаря заботе краевого управления социальной защиты определили на два месяца в реабилитационный центр на ст. Океанская: подлечиться и подкормиться. О четырехразовом усиленном питании в семье сейчас могут только мечтать. Нынешний год картошки уродило мало - накопали на своих шести сотках всего три мешка, капуста тоже не удалась. Но кое-какие припасы на зиму все же сделали: в ближайшем лесочке набрали ягод, грибов, а вот за лимонником и шишками съездить этой осенью не удалось - бензин больно “кусается”. Пробовал Юрий Петрович как-то курочек развести, да цыплят хорек потаскал. А они по нынешним временам “золотые” - 65 рублей штука. Все хозяйство большой семьи - пара кроликов да две собаки.

Месячный доход на всех - 1600 рублей. Это детские, “инвалидные”, пенсия и зарплата Юрия Петровича - он сейчас подрабатывает в лагере отдыха “Изумруд” шофером. Нынешним летом двое ребятишек смогли провести здесь каникулы, а Яна, ей уже 18, заработать на одежку - спасибо, директор Лилия Васялова помогла.

В редакцию большая семья Шкурко приехала ровно в 10, минута в минуту - как договаривались. Вывалились шумной кучей малой из старенького микрика шестеро ребятишек - все, кого отцу удалось собрать вместе. Симпатичные, смышленые лица. Все такие разные и вместе с тем похожие - наверное, из-за улыбки - мягкой и немного застенчивой.

В большом журналистском зале они сразу притихли, заробели, но уже через несколько минут отмякли, разговорились. Не прошло и получаса, как мы уже знали, что пятиклассница Маша обожает математику и мечтает стать капитаном, а 18-летняя Яна решила поступать в школу милиции, вечерку окончила почти на круглые пятерки, совершенствовала английский по ЕШКО и даже на бокс записалась. Женечка, она тоже учится в 5-м, когда вырастет, собирается пойти на фабрику мороженого, самая младшая - Дуняша, которая в этом году пошла во второй класс, видит себя продавцом, а Любочка бредит танцами, но после аварии ей пришлось заняться другим - учиться писать левой рукой. Она и вышивать “левшой” приловчилась: подушечки, салфеточки получаются у нее на загляденье красивыми - настоящая маленькая мастерица.

К слову, почти все дети в семье Шкурко хорошо учатся и прекрасно рисуют, а Петя к тому же отлично разбирается в технике: помогает отцу ремонтировать машину, со всей округи несут ему вышедшие из строя магнитофоны, приемники, и никто отказа не знает. Он вечно допоздна что-то паяет, отвинчивает, привинчивает. Делает все по совести - основательно и по-соседски бесплатно. Так воспитан. Пете 15 лет, у него врожденная катаракта. Несколько лет назад парню сделали операцию на один глаз - тогда Юрию Петровичу удалось собрать тысячу рублей на лечение. Сейчас нужна еще одна операция, но на нее денег уже нет...

- Со всеми своими проблемами стараюсь справляться сам и детей к этому приучаю, - говорит Юрий Петрович. - Характер такой от родителей достался. Отец у меня стармехом 45 лет в Дальневосточном морском пароходстве отработал, мама была председателем домового комитета, ее знали все 385 дворов - мы жили в Рабочей слободке. Счастливая пора детства! У моих детей оно далеко не безоблачное. Но мы не унываем! В октябре у нас было сразу трое именинников - Женя, Яна, Лена. напекли пирогов, девчата у меня славно готовят, да и я, без хвастовства скажу, кашеварить умею. Купили даже детского шампанского - ребятишки цветы молодоженам у ростральной колонны продавали, вот и заработали. А вообще праздники нужно придумывать, даже если их нет - иначе не выживешь. А детям они вдвойне необходимы. Я своей ребятне мороженого куплю - и на сердце уже радостно. Они у меня трудолюбивые растут: и “палубу” драят, и обед готовят, и в огороде помогают. Уверен, в жизни не пропадут.

Каждый Новый год в большой семье Шкурко ставят елку. Нынешний праздник не станет исключением. “Игрушки-то на елку у нас есть, - по-хозяйски заметила маленькая Дуняша, - так хочется получить подарок...”