Сердце не камень

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Мой собеседник - заведующий краевым сосудистым центром, доцент кафедры госпитальной хирургии Владивостокского медуниверситета Виктор Раповка. В сосудистой хирургии - 20 лет. Наша беседа - о состоянии хирургической помощи пациентам

При краевой больнице создается кардиохирургический центр. И Борис Ельцин мог бы теперь приехать на шунтирование сердечных сосудов во Владивосток

со сложной сосудистой патологией, становлении сердечно-сосудистого хирургического центра, создающегося в краевой больнице.

- Виктор Григорьевич, известно, что сердечно-сосудистые заболевания лидируют сегодня среди других недугов. Значит, и противопоставлять им надо комплекс высококвалифицированных, эффективных и всесторонних медицинских мер. Верно? Расскажите о практике сосудистого центра, который вы возглавляете.

- Идея создать такой центр пришла ко мне, когда еще работал в “тысячекоечной” больнице. Ее поддержали, и с 97-го центр сосудистой хирургии при краевой больнице успешно действует. Вообще поддержка благих начинаний значит очень много. Я очень благодарен главврачу крайбольницы за его понимание проблем ангиохирургии. Но главное, что это понимает губернатор Приморского края. Он хорошо себе представляет, что выполняем мы очень важную и гуманную миссию, помогает нам. Ведь благодаря только настойчивости Евгения Наздратенко был приобретен аппарат искусственного кровообращения (АИК), который позволит делать сложнейшие операции на сосудах, а в перспективе и на сердце. Раньше со многими патологиями при отсутствии этого аппарата приходилось за хирургической помощью отправляться в Москву или чуть поближе - в Новосибирск.

Сосудистый центр рассчитан на 30 коек, производим операции на венах, артериях, лимфатических сосудах, восстанавливаем функции клапанов глубоких вен (вены есть глубокие и наружные - как на ногах), лечим и трофические язвы. Возможно при нашем сегодняшнем оснащении центра и оперативное вмешательство при таком заболевании, как слоновость ног. Тут уж в ход идет микрохирургия - операции делаются под микроскопом. Нигде более на Дальнем Востоке подобные операции не производятся. Такой еще штрих, касающийся оснащения: помимо искусственного сердца (АИК) есть, например, ангиографический аппарат, приобретенный в Америке. Он позволяет производить исследование сердца и сосудов в динамике. Аналогов в крае ему нет.

- Виктор Григорьевич, вот вы - заведующий отделением. Это значит, немало хозяйственных, административных хлопот на ваших, пускай, не хрупких плечах, да еще преподаете. Ваша личная медицинская практика, какова она?

- Это до 100 операций в год на почечных, сонных, артериях нижних конечностей, аорте, венах. На аорте и ее ответвлениях сосудов - где-то 60 процентов всех этих хирургических вмешательств, из них - 10-15 такое коварное заболевание, как аневризма. Раз в два месяца я выезжаю в районы, чаще в северные, отдаленные для консультативной помощи коллегам на местах. Определяю тех больных, кому необходимы операции, которые делаются только в центре, на периферии возможности для операций на сосудах нет.

Имею также лицензию, провожу частную практику. В основном это безоперационное лечение варикозного расширения вен - с помощью спецуколов. Что касается частной практики, отыскать меня можно в городской поликлиннике № 1.

- Вы сказали: коварное заболевание аневризма. Что это за недуг, его обычно мало знают?

- Аневризма - это как грыжа на колесе, то бишь, определенное вздутие на сосуде. Возникает она на аорте, других сосудах, может быть даже в голове. Но это уже сфера нейрохирургии. Медики обычно говорят так: это болезнь, которая не чувствуется, но от которой умирают. Нередко - внезапно. Аневризма - это как бомба со взведенным механизмом, и тут мы в некотором роде саперы. Если вовремя вмешаться, то мы обезвреживаем эту “бомбу”. Недавно, например, сделали операцию пациенту из Дальнегорска - все нормально. В общем-то справляемся и с этой болезнью.

- Материальная сторона лечения - сегодня это очень важно. Какова ситуация тут?

- Операции наши проводятся бесплатно. Пациенты должны были бы оплатить обычно только стоимость расходных материалов - протезы сосудов. Но и тут краевая администрация нашла возможность помочь, выделила деньги и на расходные материалы. Их хватит года на два. Платное лечение только при частной практике.

- Как вы относитесь к нетрадиционной медицине? Она сейчас распространена, даже вдоль автомобильных трасс порой стоят щиты с рекламой такого лечения.

- Поступил к нам больной. Лечили ему варикозное расширение вен прижиганием, процедура эта, кстати, очень болезненная. Ну и какова картина: на ногах множество келоидных рубцов, сквозь них наново проступают вены... Другого лечили иглоукалыванием, привезли уже с трофическими язвами. Нам потом значительно труднее справиться с последствиями таких лечений.

- Виктор Григорьевич, создается кардиохирургический центр, и сосудистая хирургия становится лишь структурным подразделением этого центра. То есть вы шагаете дальше?

- Да, конечно. И в наше сложное время мы не стоим на месте. Сейчас монтируется АИК, в новом году должны запустить его, и центр сердечно-сосудистой хирургии начнет действовать в полную силу. Пока, что касается сердечных патологий, мы проводим только консервативное лечение. Кстати, будем делать и аорто-коронарное шунтирование. Оснащение нашего хирургического центра довольно надежное, специалисты высокого класса. Кстати, в сосудистом отделении в основном ученики из медицинского университета, возглавляемого академиком Юрием Каминским. Думаю, это тоже важная деталь: мы тесно сотрудничаем с зарубежными фирмами. И в плане оснащения, и в плане обмена опытом, новинками литературы.