Лотос Орлова

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Я специально припозднился с визитом в Пухово к Орлову: по своим егерским делам он дни напролет мотается по полям и лесам, охраняя доверенную ему фауну на севере Анучинского района. Точнее, в заказнике Тихом. Но все же не подрассчитал - домашние посоветовали где-нибудь скоротать еще час-полтора. Вновь появился я у ворот его усадьбы уже в полной темноте. Слава богу, “Нива” Орлова белела во дворе. А значит, хозяин дома. Даже успел в баньке попариться. А как же: при такой жизни с наступлением простудных деньков можно на хворь нарваться.

Вообще-то такого лотоса официально в природе нет, но...

С Сергеем Николаевичем мы познакомились в прошлом году. Июльскою порой посетовал я тогда анучинскому охотоведу Николаю Гою на предмет бесплодной поездки своей на крупнейшее озеро района Казенное. После многолетнего перерыва захотелось вновь увидеть розовое марево цветущих лотосов, коими славилось озеро в былые времена, но лишь в одном уголке чуть заискрились они раскрытыми бутонами.

- А вы на Ореховое наведайтесь, - посоветовал охотовед. - Там, кстати, сейчас должен быть егерь Орлов, он-то и занимается восстановлением популяции лотоса в нашем районе - много чего по этому поводу расскажет.

Ореховое я отыскал среди бывших рисовых систем, превращаемых нынче по бедности российской деревни в тростниковые да бурьяновые заросли. Дух захватило: по всему зеркалу озера полыхали распустившиеся бутоны лотоса. Огромные и прекрасные! Вроде бы безлюдными были берега озера, однако едва я вознамерился приложиться к ближайшему цветку, чтобы вдохнуть его неповторимые запахи, как от сильно накренившейся ивы отделился мужчина и не очень дружелюбно предупредил:

- В воду не заходить, смотреть отсюда.

Но вот представились друг другу - и беседа пошла.

Давно это было - лет 15 назад. Для ускорения вызревания риса и уничтожения сорняков на чеках применили в рисосовхозе ядохимикат “Сатурн”. Он и так силен, а тут еще пилоты “аннушки”, пролетая над Казенным, не закрыли заслонку распыления. И пропало самое красивое озеро района. Вымерли рыба и лотосы, даже тростник почернел. Досталось и Ореховому, Трехозерке. Но меньше. Смотрел-смотрел Орлов на это опустошение - не выдержал. В 1995 году сел на лодку, объехал Ореховое, насобирал семян да и рассеял их по озерным залысинам. А потом, на исходе сентября, бродил в гидрокостюме у берегов, корневища вырубал да пристраивал их там, где лотос был особенно редким. От корня эффективнее получается. И вот в прошлом году на Ореховом распустилось около 8 тысяч бутонов лотоса, а нынче счет их приблизился к 10 тысячам.

- Пять с половиной цветков на одном квадратном метре, - сообщил он мне с гордостью. - Вряд ли где еще в Приморье найдется такая плотность. Да какого цветка - 20-25 сантиметров в размахе!

И все же более любимым у Орлова является Казенное. Сильнее всего израненное человеческой деятельностью, но поражающее своим бесконечным, кажется, зеркалом. Изо всех сил напрягается оно, чтобы вернуться к первозданности, дарованной природой, и Орлов старается помочь ему. Три года назад сделал он здесь первые высевы, а в нынешнее лето лотосовый плацдарм расширился до тысячи цветков.

А Ореховое... Для меня оно теперь стало символом созидающей человеческой деятельности, истинной дружбы человека с природой. Вообще-то цветок этот называется лотосом Комарова. Но, возрождаемый к жизни в целом регионе одним человеком - на голом энтузиазме и без поддержки властей и науки, - его так и хочется назвать именем этого человека: лотосом Орлова. Тем более что у Сергея Николаевича есть глубокие задумки...

- Уверен, что настало время, когда эти места могут представлять интерес для приморского туризма, - делится он своими планами. - Хочу арендовать и превратить озеро в зону отдыха, ведь это реликтовое растение, занесенное в “Красную книгу природы”, просто не может не притягивать к себе. Пусть едут люди, наслаждаются красотой и поправляют здоровье. А в подарок им - памятный букет лотосов.

И молодоженов не обойдет вниманием Орлов - пожалуйста, вот вам на свадьбу самый шикарный в мире букетик цветов. А почему бы по заявке не порадовать юбиляра? Он же и подскажет, что сделать, чтобы нежные экзотические бутоны долго не увядали.

Только одно Ореховое способно давать за сезон до 2 тысяч цветков. Это от 400 до 700 букетов! Осчастливленных девушек и женщин, героев торжеств.

А рядом все более плотно зацветает Трехозерка. Да на подходе Казенное.

Вот так. Оказывается, при уходе официально запретные лотосовые озера могут служить естественной оранжереей. Они ведь, как и леса, нуждаются в “рубках ухода”. Иначе заплывут погибельным для растения тростником, изничтожатся до уровня обыкновенных, беспородных. И Орлов намерен отсыпать песком часть берега, в воде поставить мостки, чтобы отдыхающий мог расположиться прямо в лотосах - хочешь загорай, хочешь книгу почитывай. И... лечись: лотос - одна из фармацевтических основ тибетской медицины. Антитоксичное, между прочим, средство, и полезно действует на сердце. Говорят, и ароматами своими целит.

А как же “Красная книга природы”?

Но разве она запрещает нам наслаждаться дарованной природой красотой? И разве Орлов своими действиями и планами не хочет сберечь для нас этот самый экзотичный, возможно, в Приморье уголок природы?

Хочет - еще как...