“Звезданутые” ветром

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Увольнением закончилась двухнедельная забастовка 25 членов экипажа теплохода “Виндстар”, что в переводе означает “Звездный ветер”.

Главным оружием российских моряков под “удобным” флагом остается бойкот

Хождение под “удобным” камбоджийским флагом позволяло экипажу рассчитывать на увеличение зарплаты до минимальной ставки международного профсоюза моряков (ITF), то есть до 1200 долларов для матросов и до 3500 долларов для капитана. Нынешняя зарплата матросов - 300-350 долларов. По прибытии судна во Владивосток экипаж провел общесудовое собрание и потребовал от работодателей перевода на айтиэфовские ставки. Право на заключение коллективного договора делегировалось российскому профсоюзу моряков (РПСМ). Решением собрания была объявлена бессрочная забастовка.

Работодатель, то есть ООО “Океанинтербизнес”, выполнил только одно из требований забастовавшего экипажа, а именно - погасил трехмесячную задолженность по зарплате по старым ставкам. После чего набрал новый экипаж, а старый, неудобный, списал на берег. Правомочность смены экипажа руководство находкинской судовладельческой компании объяснило тем, что за время рейса у судна сменился хозяин. Оно было куплено иностранной компанией Pacific Shipping and Trading Company, порт приписки Пномпень (Камбоджа).

Но в любом случае, заявляет председатель профсоюзной организации моряков судоходной компании “Океанинтербизнес” Владимир Козорез, агентирующая фирма должна заключить коллективный договор с нанятым экипажем. В противном случае судно ожидает бойкот в любом порту, российском или иностранном.

В конфликтную ситуацию был вынужден вмешаться главный правовой инспектор труда на водном транспорте по Тихоокеанскому бассейну Леонид Лазарь. Он предложил капитану Владивостокского морского торгового порта отложить оформление отхода теплохода “Виндстар” за границу до выяснения вопроса о законности нахождения на борту нового экипажа. По его мнению, по отношению к старому экипажу был применен неправомерный локаут, то есть он был уволен по инициативе работодателя в связи с коллективным трудовым спором, что запрещается статьей 19 закона РФ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”.

Таким образом, судно пока простаивает во Владивостоке. Вступившиеся за права моряков дальневосточная организация РПСМ и Государственная инспекция труда на водном транспорте требуют от работодателей соблюдения минимальных гарантий морякам, но сегодня непонятно даже, с кем вести переговоры. Судно за последние несколько месяцев неоднократно переходило из рук в руки, а нынешний оператор не имеет лицензии на заключение контрактов с российскими моряками.

ООО “Океанинтербизнес” рискует получить репутацию скандальной компании. Не так давно четверо членов экипажа теплохода “Виталий Кручина”, принадлежащего этой фирме, проводили голодовку в филиппинском порту Замбоанга. Моряки были недовольны тем, что им своевременно не предоставили замену, а кроме того, не выплатили сверхурочных и аварийных на сумму 610 долларов каждому. Возникла также проблема с репатриацией забастовщиков на родину, и сегодня задолженность компании каждому из голодавшей четверки, по словам профсоюзного босса, составляет 1099 долларов. 18 ноября должно состояться первое заседание Находкинского городского суда по иску потерпевших.

В случае с уволенным экипажем “Виндстар” дело до суда, очевидно, не дойдет. Главным оружием ITF в борьбе за права моряков остается бойкот - мера также очень действенная, бьющая судовладельцев по репутации, а в конечном счете и по карману. Дальневосточная организация РПСМ надеется на то, что ООО “Океанинтербизнес” выберет из двух зол меньшее и все-таки заключит коллективный договор с вновь набранным экипажем “Виндстар” на условиях ITF.

Минимальная ставка ITF для матросов, как уже было сказано, - 1200 долларов. Для российского уха эта цифра звучит громко, но, скажем, ирландские матросы, ходящие под “удобным” флагом, получают на порядок больше. По айтиэфовским ставкам получают зарплату экипажи находкинских компаний ОАО “ПМП” и “Приско-танко”.

Ситуация с ООО “Океанинтербизнес” и многими другими дальневосточными судовладельческими компаниями схематически выглядит так. Фирма отвозит лес в Японию, назад везет автомобили. Расстояния - мизерные, доходы огромные. Потом автомобильный рынок сходит на нет, и фирме приходится искать другие варианты. Пароход продается куда-нибудь в Ирландию, над ним вывешивается “удобный” флаг, освобождающий от налогов, а экипаж набирается, естественно, российский и по обычным российским ставкам, которые значительно ниже мировых. Получается, что компания не платит ни государству, ни морякам. Россия потеряла флаг, потеряла судно, а наших моряков эксплуатируют за копейки...