“...Всю Россию” - частному капиталу!

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Случай в общем-то по нынешним временам обыденный: в порту Владивосток по причине невыплаты зарплаты забастовал камчатский экипаж теплохода типа “Ро-Ро” (в обиходе вкатывай-выкатывай) Windstar. Ему еще повезло: здесь в судьбе камчатских моряков приняли самое живое участие и местные профсоюзы, и инспекция по труду, и персонально инспектор ITF по Дальнему Востоку Петр Осичанский. По крайней мере, поддержали их словом и делом и пообещали проследить дальнейшую их судьбу. Экипажам судов, вынужденным стоять в зарубежных портах, приходится куда труднее.

По крайней мере, в ней не находится места вконец обнищавшему экипажу теплохода Windstar

Словом, ничего необычного, если бы не весьма примечательные детали, обнаруженные в ходе журналистского расследования. Судно несет камбоджийский флаг, судовладелец зарегистрирован в США. Однако это еще ничего не означает: в американской компании все те же наши, из новых. В частности, там весьма не последнюю роль играет наш земляк Виктор Клюс, который также получает зарплату и в ООО “Океанинтербизнес”, зарегистрированном уже у нас. И в этом тоже ничего удивительного не было - мало ли у нас новых бизнесменов для прикрытия и укрытия создают зарубежные компании. Однако Виктор Клюс еще и зарегистрирован кандидатом в депутаты Госдумы, идет он под № 106 в списках примаковско-лужковского движения “Отечество” - “Вся Россия”. И вот это уже самое интересное, потому что непроизвольно возникает наивный вопрос: “Кого и чьи интересы он собирается отстаивать, если не может или не хочет решить проблемы моряков, работающих в том числе и на него?”

Последние годы Камчатское пароходство плавно катилось к банкротству, и в этом году его судьба окончательно определилась. Начался жесткий дележ имущества. Естественно, самые ликвидные фонды (а это, безусловно, теплоходы) уходили за долги в различные компании. В конце июня арбитражный суд Камчатской области обязал “ОАО “Камчатское морское пароходство” передать в собственность компании Pasific Shipping and Trading Company теплоход “Юрий Смирнов”, что и было сделано практически незамедлительно. Впрочем, на время пароходство осталось его оператором.

В июле в Пусан, где стояло судно, вылетел новый экипаж во главе с капитаном Константином Петровским. Контракт был заключен на полгода - до середины января следующего года. В августе новый судовладелец зарегистрировал теплоход под, как говорят моряки, удобным камбоджийским флагом уже с новым названием - Windstar. Зарегистрировал... и перестал платить зарплату экипажу и вообще общаться с ним.

Между тем по командам свыше моряки продолжали ходить в рейсы, а во Владивосток судно пришло из Вьетнама с грузом различных продуктов - рис, кетчуп... И здесь экипаж, почти три месяца ждавший на свои требования хотя бы обычной отписки от своих нанимателей, объявил забастовку. Нет, он не бросил теплоход у причальной стенки на произвол судьбы, продолжая нести вахты, как и положено. Забастовка же выразилась в том, что с нуля часов 23 октября была прекращена разгрузка. Забегая вперед замечу, что фирмы, которые ждали этот груз, правильно поняли моряков и не стали принимать крутые меры, хотя, без сомнения, несут от акции моряков убытки. Очень может быть, что они решили разобраться с судовладельцем, и это, между прочим, было бы правильнее всего.

А долгие переговоры с оператором, то есть Камчатским пароходством, закончились грозной телеграммой. В ней сообщалось, что судовладелец не принял требований моряков. Более того, он решил, что операторство будет проводить самостоятельно. И главное - он “отказывается от услуг данного экипажа”. Телеграмма датирована 27 октября. О деньгах, причитающихся экипажу (а это на конец октября почти 37 тысяч долларов США), в ней ни слова. Ни по суммам, ни по срокам.

Кому-то обозначенная задолженность может показаться очень и очень даже солидной. К тому же это извечное российское всепрощенчество наверняка подбросит мысль, что, мол, у судовладельца могут быть временные трудности. Что ж, такое действительно бывает. Только непонятно, почему бремя этих трудностей должны нести именно рядовые моряки, а скажем, не руководители фирм, нанявших их. Ведь тот же Виктор Клюс отнюдь не бедный человек. В перечне подлежащих опубликованию сведений о доходах за 1988 год и об имуществе зарегистрированных кандидатов в депутаты за ним значатся: “совокупный годовой доход - 9948 рублей и 72 тысячи долларов США; источники выплаты дохода - ООО “Океанинтербизнес”, Pasific Shipping and Trading Company, USA (это как раз тот искомый судовладелец); земельные участки - 0,25 и 0,08 га в Находке, 0,44 га в США; дома (в кв. метрах) - 221,9 в Находке и 580 в США; дачи - 30 кв. метров в Находке; жилая квартира - 33,6 кв. метра в Находке; гаражи и иные здания, строения, сооружения (в кв. метрах) - 40 (гараж) в Находке, 80 (морской гараж) в Находке; автомобили - Lexus-470, Land Cruiser, Windstar-95".

Ничего не имею против богатых людей, пытающихся прорваться в Государственную думу. Да и кто сказал, что в законодательном собрании народ должны представлять исключительно люди бедные или со средними доходами? Однако мы еще очень долго будем интересоваться источниками состояний, сколоченных в столь короткое время, а если такой человек, сумевший “раскрутиться” за годы перестройки и “прихватизации”, еще имеет и самое непосредственное отношение к найму работников, то есть в той или иной степени отвечает за их благосостояние, то и отношение к нему совсем другое.

Всем очевидно, что все те материальные блага, которыми обладают работодатели, создают им коллективы производств, в нашем случае - экипажи судов. Мы, например, вправе спросить, почему у откровенно “жирующих” нанимателей не находится в сущности копеек для выдачи зарплаты. А между тем матрос теплохода Windstar по контракту получает сущие гроши - 300 долларов США, с них еще и высчитывают 7 долларов за страховку, которая всегда была на совести, а вернее “на кошельке” судовладельца. А вообще задолженность по зарплате экипажа вполне можно соотнести со стоимостью автомобиля Land Cruiser, который, кстати, не последний в личном автопарке кандидата в депутаты Виктора Клюса.

Между прочим, по нормативам ITF зарплата у матроса не должна быть менее 1200 долларов США. Демпинг в зарплате, устроенный нашими судовладельцами, чрезвычайно не нравится морскому сообществу планеты. Особенно в Европе. В портах имеют право проверять судовые книги, и Петр Осичанский рассказывал о случае, когда в одном из таких портов экипажу судна, принадлежащего одной из наших компаний, просто принесли на борт “мешок” долларов и настояли на том, чтобы капитан доплатил морякам - и себе, кстати, тоже - разницу между контрактными ставками и общепринятыми. Сделано это было не из сочувствия к нашему экипажу. Европейцы таким образом прежде всего защищают свои материальные интересы.

Но здесь мы говорим не о ставках ITF. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. Камчадалы не только вовремя не получают и те крохи, которые им определены контрактами. Их просто выбрасывают на улицу. И между прочим, если судить по телеграмме, без всякого выходного пособия. Впрочем, хотя это и не исключено, вряд ли произойдет. Петр Осичанский рассказал об аналогичном конфликте одного из судовладельцев с санкт-петербургским экипажем. Хозяин на смену непокорному экипажу привез на самолете новый, однако последние, разобравшись в ситуации, предложили ему сначала решить все вопросы с бастовавшими, и только потом они были согласны приступить к своим обязанностям. Такую солидарность моряков можно только приветствовать, ибо штрейкбрехерство еще никогда не приносило пользы наемным работникам, коих в любом государстве абсолютное большинство.

Конечно, партии в своем составе не могут быть сформированы из абсолютно однородных по убеждениям людей. В них всегда найдутся и правые, и левые крылья, и золотая середина. Но их члены, надо думать, должны поддерживать по крайней мере основные программные установки. Тем более те, которые вошли в партийные списки кандидатов в депутаты: ведь по логике эти 200 человек (именно такое количество членов можно вносить в избирательные списки) - элита партии. Судя по порядковому номеру 106, Виктор Клюс не последний в движении “Отечество” - “Вся Россия”. И значит, тогда какой напрашивается вывод?

Ведь сейчас главную мысль абсолютно всех программ партий, движений, объединений, начавших борьбу за госдумовские мандаты, можно свести к общеизвестному лозунгу - все для народа, все для блага народа. На практике, однако, оказывается, что между объявленными манифестами и практическими делами его носителей - дистанция огромного размера. Экипаж теплохода Windstar не попал ни в разряд народа, ни в сферу интересов “Отечества...” Впрочем, и на этот счет в русском фольклоре есть весьма точная поговорка - “Своя рубашка ближе к телу”.