Александр Цыганок: Сыщик - это состояние души

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Корреспондент “В” встретился с начальником управления уголовного розыска УВД Приморского края Александром Цыганком и попросил его дать оценку сегодняшней криминогенной ситуации в нашем регионе.

- Александр Борисович, давайте начнем разговор со статистических данных, которые помогут показать общую картину правонарушений.

- На сегодняшний день в Приморском крае зарегистрировано 37 тысяч 737 преступлений. Для сравнения скажу, что за аналогичный период прошлого года эта цифра была 34 тысячи 689. Возросло количество таких тяжких видов преступлений, как убийство, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью. Количество разбойных нападений заметно снизилось, а число грабежей осталось на прежнем уровне.

По-прежнему большой проблемой для правоохранительных органов остается такой вид преступлений, как кражи чужого имущества. Их число увеличилось с 18 тысяч 600 в прошлом году до 23 тысяч 200 в нынешнем. Чаще стали обворовывать и квартиры - 5 тысяч 428 и 6 тысяч 669 соответственно. Зато радует, что меньше стало угонов автотранспорта. Большая работа, проделанная в этом направлении, привела к тому, что количество этих преступлений уменьшилось с 1681 до 1500.

Хочется сказать и вот о чем: общая раскрываемость преступлений составляет сегодня в крае 72 процента, а убийств и вовсе 80,3 процента. Эти показатели - одни из лучших в целом по России. Более того, с сентября этого года, когда началась широкомасштабная операция “Вихрь-антитеррор”, наблюдается заметный спад правонарушений. Многие из них в результате кропотливой профилактической работы удается предотвратить, когда по оперативным данным задерживаются подозрительные граждане, в ходе проверок изымаются оружие, боеприпасы, наркотические вещества.

- Ни для кого не секрет, что раньше простой обыватель не очень-то жаловал нашу милицию. Изменилось ли отношение населения к правоохранительным органам в последнее время, после терактов в Москве, Буйнакске, Волгодонске?

- Безусловно. На данном этапе мы чувствуем, что население с пониманием относится к нашей работе. Не умолкают телефоны с просьбой проверить ту или иную подозрительную квартиру, того или иного гражданина. Иногда, конечно, эти подозрения беспочвенны, но люди видят, что их пожелания, предостережения не игнорируются нашими сотрудниками. Это очень положительный психологический момент. Когда человек видит, что его услышали, он чувствует, что его помощь нужна. С пониманием относятся и граждане к обходам квартир, которые проводят участковые милиционеры, к работе комплексных групп, составленных из сотрудников всех подразделений. Помогли утихомирить пьяницу, разобрались с притоном, и все страдавшие от выходок этих элементов граждане скажут спасибо. Это заставляет наших сотрудников действовать еще более эффективно. “Вихрь” приблизил нас к каждому человеку, каждой семье, дал возможность больше общаться и находить точки соприкосновения. А люди понимают, что все меры, предпринимаемые сегодня правоохранительными органами, направлены на обеспечение их же безопасности.

Руководство УВД поставило сегодня задачу не делить преступления на более или менее серьезные. Кража 30 рублей для кого-то может показаться и не такой значительной, но для бабушки-пенсионерки это большие деньги. Или взять угон автомашины. Человек, у которого ее угнали, возможно, за всю свою жизнь и не соберет больше денег на ее покупку, цены-то сами знаете какие нынче. Поэтому нам необходимо строже подходить к расследованию и предупреждению преступлений, с каждым конкретным эпизодом и пострадавшим работать индивидуально.

Скажу так: сыщик не профессия, это состояние души. Эту мысль и пытаемся внушить тем молодым лейтенантам, которые приходят к нам из юридического института на работу.

- И все-таки количество преступлений растет. Чем можно это объяснить?

- Связано это, в первую очередь, с тяжелой социально-экономической ситуацией. Человек, по нескольку месяцев не получающий зарплату, доведен до отчаяния. Вот и получается, что в городе он вынужден залезать в квартиру, а в селе браться за топор и обрубать километры электропроводов, добывая себе на хлеб. Незаконный оборот металла, так же как и алкоголя, ГСМ, леса, вызывает большое беспокойство у руководства управления, все службы регулярно отчитываются о проделанной работе по факту предотвращения этих преступлений.

Плохая жизнь не может не сказаться на криминогенной обстановке. Сегодня большинство преступлений совершается именно для добывания хлеба насущного. Устойчивых банд, промышляющих убийствами и разбоями, стало меньше, чем, например, в начале 90-х. Однако последние тоже есть, и по каждому такому случаю мы создаем спецгруппы. В последнее время взяли группу Петренко, который был осужден за бандитизм, но покинул колонию и вновь взялся за старое. За этими гражданами числятся весьма серьезные преступления. Нельзя не сказать и об успешном раскрытии убийства семьи в Надеждинском районе. Подозреваемого удалось задержать только в Липецке, однако дело было раскрыто в течение месяца. Получили даже благодарность министра.

Главное же остается неизменным: несмотря на все трудности, усиленный вариант службы, когда иногда приходится быть на работе по 14 часов без выходных, надо честно и по закону выполнять свой долг, воспитывать в этом же духе молодое пополнение и проявлять как можно больше такта и отзывчивости к людям. Повторю, нашу работу надо оценивать по тому, насколько часто нас благодарят простые граждане.