С приветом! Людмила Николаевна...
Войти в это, с позволения сказать, жилище без противогаза может решиться только человек с хроническим насморком. Запах разложившихся отходов человечьей жизнедеятельности, настоянный на дешевом табаке и сивушных выхлопах, создает такой “букет”, что больше минуты вдыхать нет никакого терпения. Свет обрезан больше года назад, отключены вода и отопление. И трудно поверить в то, что здесь обитает еще в общем-то не старая женщина, совершенно растерявшая следы былого благополучия.
Людмиле Николаевне 56. Два года, как у нее, мягко говоря, съехала крыша...
В трехкомнатной квартире, где она существует, нет абсолютно ничего, кроме колченогой кушетки с кучей тряпья на ней, источающего невыносимо зловонный запах. Рядом на полу среди размазанного дерьма валяются старые фотографии - осколки прошлой семейной жизни. В разводе с мужем Людмила Николаевна вот уж 14 лет. Их семейная лодка разбилась не о быт, а о бутылку... Соседи помнят Людмилу улыбчивой, приветливой, умеющей с достоинством носить красивые платья - офицерской женой в окружении двух дочерей. Сегодня поверить в эту идиллию почти невозможно.
На дверях ее квартиры, которые не закрываются по причине отсутствия замка, чья-то детская рука начертала лиловым фломастером - “богатый человек”. Скорее всего это сделано в насмешку. На ее несчастье немногие реагируют адекватно. На минувшей неделе, когда она нагишом разгуливала по городу, прикрыв стыд лишь короткой майкой, народ весело смеялся. А когда, примостившись в парке на газоне, стала демонстрировать всем желающим свои прелести, ее рассматривали откровенно, как мартышку в обезьяньем питомнике. И смеялись. Немногие устыдились, когда двое пацанов сильно заинтересовались некоторыми анатомическими особенностями ненормальной тетки... Не удалось достоверно установить, кто доставил ее в тот день домой, но в “Скорую помощь” вызов не поступал.
О том, что творится по ночам в ее квартире, лучше не думать. На топчане, насквозь пропитанном всеми мерзостными запахами немытого человеческого тела, занимаются сексом с хозяйкой квартиры бомжи и алкаши, другие опустившиеся на дно, почти бесполые существа. Заглядывают сюда и подростки - из любопытства.
Наивно полагать, что городским властям неведомо о существовании такой гражданки. Медики Людмилу Николаевну знают хорошо - еще недавно она работала санитаркой в госпитале - исполнительная, безотказная, добрая. А теперь стоит она на учете у психиатра. “Все знаем, - ответила на вопрос корреспондента “В” заведующая поликлиникой Ольга Ким, - но ничего поделать не можем”. И пояснила: чтобы отправить больную на постоянное место жительства в интернат для психохроников, нужно решение суда о признании ее недееспособной. Отправить ее в известный дом в Уссурийске нельзя - у нее нет острого периода заболевания. Знают, что и венерическими болезнями она страдает. (“Нет-нет, не сифилис, конечно...”) Знают, что и подростки у нее бывают в гостях...
В отделе социальной защиты населения муниципального ЗАТО Фокино тоже хорошо знают несчастную Людмилу Николаевну и, видимо, сильно жалеют, во всяком случае свое милосердие вокруг нее сеют с особым усердием... И заверили корреспондента, что без решения суда сделать для нее ничего нельзя. В городском суде заверили в том, что никаких документов, необходимых в таких случаях, к ним не поступало.
Искренне жалеют сумасшедшую только соседи. Вот кому нужно сказать спасибо за долготерпение! И кормят, и одевают, и присматривают - не собака же, человек!
Близится зима. И каждый день грозит благополучным (по мнению многих) саморазрешением проблемы. Голод выгоняет несчастную на улицу, где она копается в мусорных баках в поисках объедков и “бычков”, чтобы покурить.
Старшая дочь Николаевны спилась, периодически устраивает матери пьяные агрессивные разборки, младшая учится в Партизанске и не в состоянии обеспечить больной уход. Соседи грозят привести Людмилу в приемную главы местной администрации, может, он поможет, пока решается вопрос с интернатом, хоть в Уссурийск пристроить гражданку. Нынешним летом она потерялась, оказалась в Находке, так там, невзирая на остроту периода заболевания, уложили в психбольницу и подлечили...
“Дай бог, чтобы твоя страна тебя любила даже нищим” - поется в известной песне. Хочется добавить - не только нищим, но и сошедшим с ума. А слететь с катушек, как говорится, в судьбоносное наше время запросто может каждый.