Еще раз про любовь

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Дети бывают очень разные... Эта аксиома не требует доказательств. И оттого, сумеет ли учитель определить, чем живет и дышит каждый из них, зависит не только успеваемость, но по большому счету успешность в дальнейшей жизни. Вряд ли надо объяснять взрослому, у которого общеобразовательная школа уже позади, как важен в коллективе микроклимат, как тонко связаны нити непосредственной учебы и воспитательного процесса. Первое невозможно без второго, ведь в итоге важна не сумма знаний, а человек.

В 3-м “А” классе 2-й городской гимназии, который курирует Наталья Асомчик, уже давно составлена карта класса. В ней использованы результаты многочисленных тестов, проведенных с помощью психолога. Это позволило выяснить лидеров и ведомых, интровертов и экстравертов, холериков и флегматиков и многое другое из того, что важно знать учителю для установления душевного контакта с учениками. С самого первого дня по шажочку Наталья Анатольевна проходила путь к сердцу каждого ребенка, не боясь самых провокационных вопросов. Совместные выезды за город, походы в цирк и океанариум, праздничные вечера, классные часы сделали коллектив единой семьей, где обсуждаются любые темы. Например, один из последних классных часов в 3-м “А” был посвящен... любви. Почему любви? Наталья Анатольевна стала замечать, что девчонки и мальчишки начали проявлять симпатию друг к другу, но не имея психологического опыта в этом вопросе, ведут себя не всегда верно. Понаблюдала, и разговор, что называется, созрел: о том, какое это большое чувство - любовь, о том, что не каждому дано по-настоящему полюбить даже один раз в жизни, о том, как прекрасно прощать чьи-то недостатки и замечать достоинства, о том, что в 3-й “А”, похоже, пришла пора влюбленности (потому что любовь - это все же взрослое чувство), а потому не надо стесняться помочь девочке и не надо смеяться над этим. Слова нашлись, и очень простые. И не только слова - просьбы детей сесть за одну парту с кем-то были выполнены. И произошло маленькое чудо - рассеянный ребенок стал внимательнее, неряшливый - аккуратнее. Далеко ли тут до круглых пятерок?

Другие классные часы тоже не просто обязательные мероприятия. Это время беседы, общения с учителем, которое возможно по-настоящему только тогда, когда учитель - друг.

Ведь только с другом можно поделиться самым сокровенным. И только настоящий друг не побоится прямо сказать о тех или иных проблемах, которые явно есть в некоторых семьях. А значит, работать надо не только с учеником, но и с родителями, иногда делать приятные и не очень открытия. Из этих маленьких и больших ежедневных открытий и формируется тот мир, в котором живут гимназисты из 3-го “А”. Главный принцип в нем - ничто не должно проходить мимо. Можно исправить плохое, нужно приумножить хорошее. Надо только на все обращать внимание. Поучиться этому качеству у Натальи Асомчик приходят коллеги. И удивляются: сочинение на тему по литературе XVIII века в З-м “А” писали под соответствующую музыку.

- А мои дома написали... - сказала учительница из соседнего класса.

- Зачем же дома? - ответила Наталья Анатольевна. - Под диктовку родителей они и подумать не успеют, а в классе каждый пишет то, что чувствует и знает.

Может быть, потому и кажется, что солнышко (его выбрали эмблемой класса) здесь светит по-настоящему. И погреться в его лучах спешат и взрослые, и дети. Не случайно, что одна из девчушек с нетерпением ожидала конца школьных каникул:

- Быстрее бы закончилось лето, уже так хочется в школу...