Круиз для своих: новое прочтение
Ровно 10 лет назад случилось событие, отголоски которого слышны до сих пор. В начале ноября 1989 года группа приморцев на теплоходе "Михаил Шолохов" совершила зарубежный вояж, громко названный "круизом мира вокруг Японских островов". По возвращении, однако, выяснилось, что широко разрекламированное высокоинтеллектуальное путешествие на самом деле было обыкновенной поездкой за импортными машинами.
По нынешним меркам, событие самое что ни на есть заурядное. Не проходит и недели, чтобы к причалам приморских портов не швартовался очередной лайнер с десятками, а чаще сотнями японских или корейских автомобилей. А тогда...
Съездить за границу было невероятно сложным делом. Только по большому блату, по звонкам из высоких кабинетов. Рядовой гражданин, труженик, студент и помыслить не мог о такой роскоши. Путевками ведали профсоюзные комитеты и сей дефицит берегли пуще глаза, распределяли среди особо доверенных лиц, прежде всего - нужных людей. Ну а приобрести за бугром еще и машину - это уже было из области запредельного. И вдруг, оказывается, все можно. За счет путевок, предназначенных трудовым коллективам и которые совершенно бесплатно могут выделять некоторые профсоюзные комитеты. Разумеется, не всем, а только - своим. Таким вот ловким способом и организовала себе поездку тогдашняя местная знать - руководители из советских и профсоюзных органов, крутые хозяйственники, представители предприятий торговли, общепита и других престижных сфер. Многие из них имели в личном пользовании машины, преимущественно отечественные. Но почему бы, если подвернулась оказия, не обзавестись еще одним авто?
Вышла, однако, промашка. При погрузке в Японии всем купленным машинам места на теплоходе не нашлось. Оставшиеся “безлошадными” пассажиры по возвращении направили во все инстанции жалобы, в которых рассказали подноготную круиза. Разразился грандиозный скандал.
С резкими статьями выступили местные и центральные газеты. Возмущение общественности было столь велико, что крайком КПСС вынужден был пойти на беспрецедентный по тому времени шаг - разрешил вести прямой телерепортаж с заседания бюро, на котором рассматривалась круизная махинация. В течение шести часов жители Приморья наблюдали невиданный до тех пор сериал.
Внешне прилюдное разбирательство было суровым, принципиальным. Некоторым товарищам пришлось положить партбилеты на стол, расстаться с солидными должностями. Крайком пошел дальше и вынес на бюро вопрос еще об одном круизе, состоявшемся за полтора месяца до поездки “миротворцев” и в котором принимали участие фигуры куда масштабнее - первые секретари ряда райкомов КПСС и председатель крайисполкома Валерий Луценко. И хотя никаких жалоб на тот круиз в отличие от “миротворческого” не поступало, именно ему было уделено первостепенное внимание. Точнее, не всем участникам круиза, их никто и не вспоминал, да и не нужны они никому были, а только основным фигурантам. Мол, в соответствии с Уставом, невзирая на лица.
Как мы все тогда радовались, что наконец-то перестройка дошла и до нашего богом забытого края. Еще бы - партийная власть не побоялась вынести сор из избы, очищается от скверны. Многие рядовые приморцы, о чем свидетельствовала читательская почта тех дней, искренне верили в серьезность намерений...
При более внимательном рассмотрении, однако, обнаруживалось совсем другое. Многочисленной телеаудитории вместо высоконравственного суда партийной и гражданской чести подсунули спектакль. Да так ловко срежиссированный, что даже сегодня, спустя десять лет, непросто разгадать истинные цели муляжа. Ну а кто взял на себя роль кукловода, тут и вовсе потемки.
Знающие люди, с которыми пришлось вспомнить давние перипетии, в один голос говорят, что громкие разборки никаких высоких целей не имели. Просто круизы оказались удачно подвернувшимся предлогом, чтобы свести счеты с потенциальными или номинальными конкурентами в борьбе за престижные кресла. Такая, например, закономерность. Если проступки партийных функционеров оценивались малозначащими выговорами, а чаще всего ограничивались внушением, то советских и хозяйственных руководителей “линчевали” по полной схеме.
Валерий Луценко с треском был выведен из членов бюро, и по его же настоянию сессия крайисполкома рассматривала вопрос о соответствии... Но здесь произошел непредвиденный конфуз. Депутаты не проявили “понимания” ситуации и вместо того, чтобы единодушно выполнить партийную волю, взяли председателя под защиту. Тогда уж самому “приговоренному” пришлось взять инициативу в свои руки.
Вообще говоря, Валерий Федорович вел себя в той ситуации в высшей степени достойно. В отличие от ряда руководителей, до последнего цеплявшихся за место в номенклатурной обойме, он спокойно и без суеты передал купленную “Мазду” в детское учреждение, а на сессии написал заявление и оставил высокий пост.
В числе лиц, “уличенных в стремлении к обогащению” (так зафиксировано в протоколе бюро крайкома КПСС), значилось имя первого секретаря Первомайского райкома Юрия Копылова. Это был один из самых сильных первых секретарей на уровне районного звена, в Первомайке пользовался большим авторитетом и не случайно считался одним из основных претендентов на пост первого секретаря горкома. Он наотрез отказался каяться и заявил буквально следующее: “Я такой же гражданин, как и все остальные. Я ничего не нарушал и машину купил на собственные деньги. Если другие нарушили, то почему всех под одну гребенку? Почему какой-то работяга или матрос привозит эту самую машину, а я, первый секретарь, тоже вкалываю, но не могу привезти?..” На сторону Копылова решительно встали здравомыслящие коммунисты района. Пройдет еще немного времени, и все-таки будет найдена управа на строптивца, но это уже совсем другая история...
Комментируя тогда в газете “Владивосток” ситуацию вокруг “круиза для своих”, народный учитель СССР Николай Дубинин рассказал, что у него состоялся разговор с первым секретарем крайкома Алексеем Волынцевым. И что тот клятвенно пообещал напечатать в газетах весь список участников скандального “миротворческого” круиза. Но СМИ так и не дождались списка...
Этот факт, пожалуй, лучше всего говорит о способности, а точнее неспособности тогдашнего приморского партийного руководства овладеть ситуацией. Не было уже настоящей воли, остались лишь мелкие групповые, клановые интересы. Уже вовсю пылала крыша партийного дома, а они все продолжали делать вид, что ничего особенного не происходит. Думаю, что наряду с известным “делом” первого секретаря Сахалинского обкома Третьякова, который решал жилищные проблемы членов своей семьи в обход закона, круизный скандал нанес самый сильный удар по имиджу КПСС на Дальнем Востоке.
Между тем в связи с юбилейной годовщиной в ряде местных СМИ предпринимаются попытки обелить наиболее оскандалившихся участников круиза. Дескать, в чем наш криминал? Сейчас уже можно везти и по две, и по три машины... Что, между прочим, делают как “невинно” пострадавшие, так и те, кто их клеймил...
Законы, как известно, обратной силы не имеют. Тем более нравственные. Общественность тогда судила не столько за иномарки, хотя, конечно, и такое было (почему им можно, а нам нет?), сколько за то, что грубо попирались права рядовых граждан. Общественности демонстративно бросили вызов: мы - баре, что хотим, то и воротим. Если они и спустя 10 лет ничего не могут понять, то стоит ли удивляться, что в августе 91-го года народ отвернулся от такой партии. Партии для своих.