Как игрушечные солдатики спровоцировали “войну”

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

У Константина Ворожбита, который представил жителям Владивостока свою коллекцию “Армия на ладони”, создание миниатюр из пластилина - хобби. О том, что вместо радости может доставить посетителям неприятности, он, естественно, и не предполагал. Его выставкой заинтересовались многие. Родители с удовольствием приводили детей, чтобы показать им необычные творения. Татьяна Дудник с мужем и 10-летним сыном тоже хотела провести выходной день не просто интересно, но и с пользой. Однако воскресенье было испорчено.

Сейчас эту историю рассказывают по-разному. Татьяна Владимировна, пришедшая в редакцию, излагает ее так: “К филиалу картинной галереи на Партизанском проспекте мы подошли в 14.20. У закрытой двери увидели женщину с двумя мальчиками, которая безуспешно пыталась выяснить, будет ли работать выставка. В расписании на двери прочитали, что выходные дни - понедельник и вторник, рабочие часы - с 10 до 18. На звонок в дверь вышла бабушка и сказала, что у них обед. Когда он закончится, выяснить не удалось. Позвонили еще раз. Вышла девушка, которая, отказавшись представиться, сказала, что мы мешаем работе, и пообещала вызвать директора или милицию. Действительно, примерно в 14.45, когда у закрытой двери собралось уже несколько человек с детьми, приехала милицейская машина. Молодой человек с автоматом, переговорив за закрытой дверью с работниками галереи, пригрозил, что может забрать нас, если не прекратим возмущаться. Двери нам так и не открыли, ничего не объяснили”.

Другой участник неприятной истории - художник картинной галереи Яна Ушакова увидела ситуацию по-иному: “Я вела кружок с четырехлетними малышами, когда услышала долгие пронзительные звонки. Пожилая смотрительница сказала, что уже объяснила посетителям - у нас обед. Однако они продолжали звонить и стучать в окна. Пришлось выйти мне и вежливо объяснить, что наше обеденное время - с 13 до 14. Происходило же все в 13.50. Однако дамы не успокоились. Они продолжали звонить, а пришедшие с ними мальчишки заглядывали в окна и веселились. Малыши, с которыми я работала, перепугались, разволновались и наши пожилые смотрительницы. Люди вели себя по-хулигански, пытались даже ломать дверь. Пустить их в зал, где выставлены хрупкие произведения из частной коллекции, было страшно. Пришлось вызвать милицию. Никакого автомата у милиционера не было. Он по-хорошему поговорил с нами, посочувствовал нашим сотрудникам, работающим на голом энтузиазме, которые получают мизерную зарплату, и посоветовал не открывать зал в этот день. Тем не менее когда агрессивно настроенные посетители ушли, мы продолжили свою работу, и все желающие смогли посмотреть выставку”.

Так ли важны детали в данном случае? Это при слушании в суде сопоставляются часы и минуты, точные слова и поведение. Нам важно другое. С одной стороны оказались люди, призванные воспитывать искусством, с другой - те, кто хотел этим искусством насладиться (правда, удивительный мастер, представивший свою коллекцию, оказался невольным и абсолютно не причастным к происходившей драме участником). Но главное - среди этих, не нашедших общего языка людей были дети. Что останется в их памяти от подобного “общения с прекрасным”?

Мы все разные. И потому нередко не понимаем друг друга даже в мелочах. Однако если даже искусство неспособно сделать нас терпимее, значит, мы потеряли какой-то нравственный стержень или обычную житейскую мудрость. Кстати, последнюю продемонстрировали представители старшего поколения. Они просто пошли погулять в парк: “Все остынут, и выставку откроют”.