Нет ничего ценнее жизни
Каждый день страницы газет заполняются криминальной хроникой. Убийства, грабежи, насилие... Привычные сообщения, переставшие трогать души и сердца, если, конечно, все это не касается нас лично.
А я, читая иногда об очередной кровавой драме, невольно возвращаюсь в далекое довоенное детство, в маленькое село Духовское в Пограничном районе. Однажды к нам приехала кинопередвижка. Вечером односельчане расселись перед побеленной стеной самого большого класса школы. Примостились на полу и мы, деревенские пацаны. Память не сохранила названия картины, но на всю жизнь запомнилась сцена гибели одного из героев. Смерть на экране потрясла всех, будто на наших глазах погиб кто-то из селян или родных. Мы потом долго обсуждали это событие, каждый раз заново переживая боль утраты.
Пишу эти строки и задаю себе вопрос: почему люди тогда могли так остро воспринимать смерть даже чужого человека? И не нахожу иной причины, кроме прочно укоренившихся в их умах и сердцах христианских заповедей: не убий, возлюби ближнего своего как самого себя... Да, мы были уже пионерами. Но корни наших родителей ветвились в религиозном прошлом.
Сменялись поколения. В литературе, кино и живописи главной темой стали революция и гражданская война, сопряженные с кровопролитием. И людей перестала шокировать смерть на страницах и экранах. А сколько десятилетий продолжали воспитывать людей произведения о Великой Отечественной войне, нашпигованные страданиями и насилием! Еще более мощный удар по нравственным устоям нации нанесли заокеанские боевики, в которых человеческие жизни вообще ничего не стоят.
Неудивительно, что злоба, ненависть, жестокость становятся привычными спутниками нашей жизни практически с пеленок. И вполне понятно, почему тысячи москвичей пришли поглазеть на расстрел Верховного совета как на спектакль, очередной боевик.
Беда еще и в том, что многие наши дети не проходят воспитания материнской школой - современным мамам некогда заниматься своими чадами. А ведь еще в XV веке великий чешский педагог Коменский считал такую школу определяющей в судьбе человека. Потому что только постоянная забота и любовь матери могут наполнить наши души и сердца любовью к другим людям, к миру. А наша ответная любовь и доверие способны стать защитным барьером от любого отрицательного влияния. Присмотритесь к своим друзьям, соседям, коллегам и убедитесь сами, что у добрых, хороших людей были замечательные родители.
Мать моей односельчанки Валентины Жилич была очень сердечной женщиной, по-доброму относившейся и к людям, и к животным. И разве могла стать иной сама Валентина Яковлевна? Не могу не поведать одну историю из ее жизни.
Это было лет 30 назад. Одна семейка с соседней улицы за какую-то провинность решила избавиться от своей собаки и перестала ее кормить. В деревне все на виду. И узнав об этом, Валентина по вечерам, когда в доме гас свет, носила бедному псу еду. Это продолжалось не один месяц. Однажды зимой по пути к своему подопечному она увидела лежащего у забора пьяного, который не подавал признаков жизни. Пришлось вернуться, рассказывала она, привести мужа и перетащить бедолагу в дом. Мужчину спасли, провозившись с ним всю ночь. Почему не прошла мимо безжизненного тела? Ведь это же человек! - даже не поняла вопроса Валентина Яковлевна. Уроки матери прочно укоренились в ее сердце.
Сегодня, как никогда, нам необходимо возродить материнскую школу. И может быть, стоит начать с особого воспитания девочек. Без них, будущих жен и матерей, возродить на Руси нравственность будет невозможно.
Кое-где уже создаются женские гимназии и лицеи, что вселяет надежду. Раздельное обучение в дореволюционных гимназиях было не так уж неразумно. И возвращение к нему сегодня может быть вполне оправданно. Ведь не секрет, что в физическом и психическом развитии девочки опережают мальчиков на 2-3 года. И за это время их можно многому научить в интеллектуально-нравственном плане как будущих жен и мам-воспитательниц. И необязательно создавать женские и мужские школы, достаточно разных классов под одной крышей.
Полезно это будет и мальчикам, которые уже привыкли эксплуатировать интеллект и природную ответственность девочек, перекладывая на их плечи школьные дела. Потому-то, став взрослыми, мужчины не способны толково решать политические, экономические и социальные проблемы. А они должны ощущать себя по-настоящему сильным полом с детства. Когда с младых ногтей все усвоят простую истину, что женщина дает жизнь, а мужчина ее оберегает, изменится и отношение к этой самой жизни - такой прекрасной и такой хрупкой.