Укрощение Маргаритовки
Жители крупных городов вряд ли себе представляют, что значит хорошая автодорога для селян, да еще живущих в отдаленных районах, к примеру, в Кавалеровском и Ольгинском, о которых и пойдет речь. Если для горожанина хорошая дорога это просто комфорт и быстрота передвижения, то для жителей глубинки это нечто большее. Ведь сейчас, когда “свернули” малую авиацию, автомобильная дорога для глубинки стала практически единственной транспортной артерией, соединяющей с райцентрами, с Владивостоком, и именно от ее состояния порой зависит жизнь человека.
Дорога Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово проходит по сложной и для строителей, и для водителей пересеченной, горной местности с невероятным обилием рек и ручьев. Особенно своенравной и капризной здесь считалась река Маргаритовка. Не очень-то и крупная, она, тем не менее, в период больших паводков, после тайфунов и дождей, приносила немало бед жителям сел, расположенным по ее берегам. Смывала не только мосты, но и целые участки дороги, из-за чего автомобильное сообщение здесь прерывалось на месяцы. И тогда доставка почты, продуктов, вывоз тяжелобольных превращались в целую проблему.
И вот несколько лет назад по заказу комитета дорожного хозяйства администрации края на этом крайне ненадежном с точки зрения эксплуатации участке - всего 13 километров - начались строительно-реконструкционные работы. Река Маргаритовка не так просто давала себя укоротить, строители постоянно сталкивались с технологическими проблемами, которые приходилось решать на месте. Чтобы навсегда избежать паводковых разрушений, новую дорогу провели по склону сопок, оставив реку внизу, построили три новых моста.
О мостах хочется сказать особо. Таких на Дальнем Востоке пока больше нет. Построены они по новой технологии, с укреплением регуляционных сооружений, иначе говоря дамб, габионовыми конструкциями - металлическими сетками, набитыми камнем; ими укрепляются берега по руслу на подходах к мосту. Даже когда мосты еще не были введены в эксплуатацию, именно благодаря габионам они выдержали сильное наводнение 1998 года. Так что паводковая проблема здесь практически решена, а значит, и автомобильное сообщение, несмотря ни на какие тайфуны, будет постоянным.
Вообще комитет дорожного хозяйства администрации края как основной заказчик подобных объектов уже немало сделал для северных районов Приморья - самых уязвимых для различного рода природных катаклизмов. В прошлом году, к примеру, в Ольгинском районе был открыт асфальтобетонный завод, и его продукция уже применялась при строительстве. Месяц назад в Кавалеровском районе сдали девять километров дороги.
Правда, в этом году на севере края дороги уже не будут строиться. Ведь это действительно север. Только-только сдали объект у реки Маргаритовки, как на следующий день на Ольгинский район обрушился снегопад, как бы символизирующий окончание строительного сезона. У остальных же приморских дорожников работы еще много, и до конца года будет сдан целый ряд крупных объектов.