К читателю - сквозь годы и тернии

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Говорят, рукописи не горят. Но они, оказывается, имеют свойство еще и издаваться. Даже вопреки обстоятельствам. Так произошло с книгой “Уроки шахматного мастера”, вышедшей на днях в издательстве ДВГТУ.

В начале 60-х годов молодой приморский шахматист Александр Зайцев, только что ставший мастером, откликнулся на просьбу рядовых любителей и написал практическое руководство. Небольшая по объему, но очень емкая по содержанию книга должна была заполнить вакуум учебной литературы в дальневосточной глубинке. Особый колорит придавала глава о творчестве шахматистов Приморья.

Но при жизни мастера, а затем и гроссмейстера книга не увидела свет. В столичном издательстве “Физкультура и спорт” сослались на перегруженность, дескать, своего часа приходится ждать даже именитым гроссмейстерам. Министерство просвещения как будто не возражало, но при условии - у автора должна быть ученая степень. Ни к чему не привели и обращения в местный “Дальиздат”, где также не осмелились отступать от инструкции, запрещавшей на местах выпускать учебную литературу.

После безвременной кончины А. Зайцева его близкие предпринимали неоднократные усилия, но все тщетно. Опять ссылки на инструкции, утвержденные сверху издательские планы... Пытался замолвить слово патриарх советских шахмат Михаил Ботвинник, направивший первому секретарю Приморского крайкома КПСС В. Ломакину письмо с просьбой посодействовать изданию. Но и это не помогло.

Возможно, труд Зайцева так и остался бы невостребованным, не обратись совсем недавно родственники гроссмейстера к ректору Дальневосточного технического университета Г. Турмову. Ознакомившись с рукописью, Геннадий Петрович тут же распорядился издать ее.

Далеко не случайно, что именно в техническом университете поставили последнюю точку в многострадальной истории книги. Здесь много делается, чтобы достойно увековечить память своего выпускника, учившегося в политене в середине 50-х годов. Для лучших студентов-спортсменов учреждена зайцевская стипендия, недавно на главном корпусе вуза была установлена мемориальная доска...

Безусловно, на книге лежит печать времени. Прежде всего в той ее части, где рассказывается о творчестве шахматистов Приморья. Прошло более трех десятилетий, многие имена активных участников шахматной деятельности на Дальнем Востоке в

50-60-е годы сегодня практически неизвестны современному поколению поклонников королевской игры.

Так, в книге приводится партия Волошин - Юдович-младший, в свое время обошедшая всю советскую шахматную печать. Белыми фигурами предводительствовал ветеран приморских шахмат Иван Федорович Волошин. В прекрасном стиле он обыграл именитого столичного мастера. В 30-50-е годы Волошин был грозой соперников любого ранга, именно у него брал первые уроки юный Саша Зайцев. Старейшина приморских, а может, и российских шахмат и поныне здравствует, недавно справил свое 89-летие.

Увы, многих из тех, чье творчество представлено в учебнике, уже нет в живых. Среди них - Николай Вершинин, Лев Саксин, Валентин Кушельман, Владимир Ребров, Илья Васильев, Талип Амиров и ряд других коллег Зайцева по шахматному цеху. Иные, как чемпион Тихоокеанского флота начала 60-х годов Геннадий Бойко, затерялись на просторах СНГ. Другие в силу разных обстоятельств отошли от шахмат. Но творчество их отнюдь не потускнело и все так же радует глубиной замыслов, точностью расчета, красотой комбинационных находок. Книга дает наглядное представление о шахматной атмосфере, в которой формировался талант будущего первого дальневосточного гроссмейстера. И в этом ее непреходящая ценность.