Археопедагогика Ольги Дьяковой

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Вот уже 25 лет организует для детей летние археологические экспедиции Ольга Дьякова, доктор исторических наук, заведующая лабораторией археологии Приамурья Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Ольга Васильевна, ученица академика Окладникова, зимой занимается с юными археологами в институте, весной организует сборы в экспедицию, а летом работает с детьми на раскопках. Школьников при этом надо не только отвезти-привезти, накормить-напоить, но прежде всего - воспитывать.

Прошедшим летом Ольга Васильевна организовала два городских лагеря, два краевых и два районных, в которых побывали 102 школьника из Владивостока, Дальнегорска, Кавалеровского и Тернейского районов. Первую смену отряд под названием “Бифас” базировался в Надеждинском районе, на погребальном кургане близ Тавричанки, где работали сотрудники лаборатории Дьяковой. Затем, сменив название на “Юный археолог”, - в Кавалеровском районе на поселении “Устиновка-4”, где работой школьников руководил Владимир Дьяков, муж Ольги Васильевны, тоже археолог.

Несмотря на тяжелый труд, жизнь в палатках и ранние подъемы, подростки рвутся в археологические лагеря. Мотивы у них разные. Одни хотят посвятить себя науке, другим просто интересно прикоснуться к истории - это ведь не учебник с занудным текстом. А вот люди, которые работают с детьми, считают это своим гражданским долгом. “Можно было работать с иностранцами, что престижнее, легче и выгоднее, - говорит Ольга Васильевна. - На детях ничего не заработаешь. Но это наш долг. Кого ты сейчас вырастишь, с тем в будущем жить придется”.

В районах детей обычно набирают местные администрации через комитеты по делам молодежи в основном из числа социально незащищенных. А из Владивостока Дьякова везет “своих”, и уже на месте раскопок объединяет юных помощников в один отряд. Как раз в трудоустройстве подростков и заключается суть “внештатной” работы Ольги Васильевны с формальной точки зрения. Если не брать во внимание такие тонкости, как воспитание духа, развитие творческих способностей, самосовершенствование и взросление ребят. Понятно, что никакими показателями эту сторону работы оценить невозможно. Но совместный труд и быт, вечера у костра, песенные и стихотворные конкурсы, высокий настрой создают особую общность единомышленников. Ольга Васильевна говорит об этом так: “Подростков мы вырываем из обычной, не всегда благоприятной среды, у них появляются общие интересы. Зачастую они, даже повзрослев, продолжают держаться вместе. Практически вся моя лаборатория - это люди, которые вместе со мной прошли через школьные и студенческие экспедиции”.

Районные власти заинтересованы в том, чтобы их дети работали, поэтому стараются помогать экспедициям. Благодарны археологи и Юрию Копылову - он приложил немало усилий, чтобы программа продолжилась, а ведь до этого из-за отсутствия финансирования лагеря у владивостокских школьников был двухгодичный перерыв в работе. Правда, этим летом донимали разнообразные инспекции. В один день был установлен своеобразный рекорд - лагерь навестили 13 комиссий! Может быть, такие проверки и благое дело, но реально они больше мешали, чем помогали. Тем не менее работа проделана огромная, и теперь Ольга Васильевна пишет отчеты о своей общественной работе. А ей, между прочим, еще и научные труды писать нужно.