Море мусора не любит
Ежедневно у причальной стенки в бухте Золотой Рог стоит более 150 судов, каждое из которых можно считать потенциальным источником загрязнения морской акватории. Как на российских, так и на иностранных кораблях накапливаются отходы, связанные с перевозкой грузов, но самое главное - это нефтесодержащие и сточные воды, которые в любой момент могут оказаться за бортом. Чтобы этого не произошло, и существует экологическая компания “Транс-Эко”, которая призвана заниматься сбором мусора и загрязненной воды в порту Владивосток.
Механизм вывоза отходов с судна весьма прост. Придя в порт, встав у причала и разгрузившись, корабль ждет “морских мусорщиков”. Предварительно руководство судна делает запрос по специально выделенному для этих целей радиоканалу в УКВ-диапазоне. Услышав в эфире позывной “Эко-1” и приняв сигнал к действию, сотрудники экологической фирмы выезжают к месту работы. Специализированная машина собирает бытовые отходы с судов, стоящих у причалов порта, а с рейда - специально приспособленный для этих целей катер с последующей перегрузкой в мусоровоз. Все отбросы свозятся на местный мусоросжигательный завод. Загрязненная вода, оставшаяся после эксплуатации двигательных установок судна, сливается на морской сборщик, приспособленный для ее вывоза на зачистную станцию по переработке нефтесодержащих вод.
- Два года назад мы приобрели современный бонопостановщик, - рассказывает директор экологической компании “Транс-Эко” Альтаир Тюменев. - Это небольшое судно необходимо нам для аварийной ликвидации нефтяных пятен, которые могут образоваться на поверхности воды в результате слива с борта корабля. Бонами огораживается место на поверхности воды, где произошел непредвиденный выброс загрязненных стоков. Совсем недавно и уже второй раз подряд проводились учения по ликвидации аварийного разлива нефти. Под руководством администрации морского порта Владивосток и при участии Дальневосточного бассейнового аварийно-спасательного управления, а также вспомогательного флота ТОФ и службы ПЗМ (предотвращения загрязнения моря) рыбного порта мы имитировали ликвидацию загрязнения и огораживали нефтяное пятно бонами. Учения прошли вполне успешно. Я знаю, например, что почти все суда, приходящие в порты Японии, немедленно огораживаются подобными боновыми заграждениями. Это как нельзя лучше способствует предохранению моря и его обитателей от загрязнения нефтепродуктами.
В функции экологической компании, помимо вывоза мусора и загрязненных вод, входит еще и наблюдение за состоянием акватории порта. И тут уж смотри в оба. Почти с каждого судна, стоящего в Золотом Роге, так и норовят выплеснуть за борт ведро нечистот или выкинуть пустую пластиковую бутылку. Поэтому при компании создан участок общественных экологических инспекторов.
В планах экологической компании “Транс-Эко” - покупка современного морского мусоросборщика, который бы занимался сбором отбросов с поверхности воды. Когда-то в акватории бухты Золотой Рог работали 12 подобных судов. Сейчас осталось только три, да и то два из них находятся в нерабочем состоянии, и лишь один задействован в рыбном порту. А ведь за последних почти 15 перестроечных лет на поверхности бухты накопилось столько самого разнообразного мусора, что если его своевременно не убирать, то воды Золотого Рога скоро будут напоминать филиал печально знаменитой горностаевской свалки.
В настоящее время экологическая компания активно развивается, открывая филиалы в других портах края, приобретая специализированную технику и оборудование, увеличивая штат. А вот от родного государства ждать какой-либо ощутимой поддержки пока не приходится. Хотя, как известно, во всем мире подобные фирмы поддерживаются правительствами. Остается только надеяться, что когда-нибудь мы в конце концов очистим наши прибрежные воды и бухту Золотой Рог в частности от мусора и нефтяных продуктов настолько, чтобы в них можно было беспрепятственно купаться и ловить рыбу, которая не будет благоухать мазутом.