Каков поп - таков и приход

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Вопреки сообщениям некоторых местных газет, Покровский приход жив. Нет баррикад, дверь - не на лопате. Идут службы, приходят люди, горят свечи. Хочется верить, что разгоревшийся было не на шутку скандал затихает, хотя работ по демонтажу его “главной причины” впереди непочатый край.

В приходе новый настоятель, отец Кирилл. Его по рекомендации владивостокской епархии избирало (почти по-мирски) большое собрание прихожан. Даже голосование было. Говорят, 80 человек проголосовали единогласно “за”.

“Главная причина того, что прежнего настоятеля прихода отца Валентина лишили должности - вот эта харчевня на святом месте, - говорит отец Кирилл. - Этим строительством возмущены не только прихожане, но и мирские люди”.

Разговорились на лавочке со старушками-прихожанками. Трапезную тут собирались строить, говорят, для церковных служителей, странников, нищих. А трапезная кабаком оказалась, тоже “трапезничают”... Тут и музыка блатная, и пиво с водкой рекой, и все в 10 метрах от храма. Как же так можно? Когда еще суть строительства не вылезла, прихожанки защищали своего батюшку, если в епархии его журили за неблаговидное поведение: душевным он священником мог быть. А теперь - что защищать, все наружу...

“Сатана с богом борется, а поле битвы - сердца людей. Так Достоевский писал. Эта истина и сейчас справедлива. А теперь, извините, не хочу на эту тему говорить”, - сказал человек в рясе и ушел по своим делам.

“Да, первый порыв у отца Валентина - бороться против решения епископа об отстранении, - новый настоятель прихода Кирилл открыт для общения. - Гордыня и своеволие в нем взыграли. Но скоро, после сердечных, поверьте, бесед с владыкой Вениамином он, я уверен, одумался. Человек-то он глубоко верующий, непослушание грозило отлучением от веры, а это - вечные муки в геенне огненной. Нашел в себе силы, смирился”.

В епархии подтверждают: отец Валентин - не сторонник нового церковного раскола. Говорят, планы 32-летнего священника - уехать служить церкви на Украину. Где, кстати, он уже подыскал место и его ждут. Сам отец Валентин, к сожалению, на связь с редакцией не вышел.

- Отец Кирилл, отозвался этот конфликт болью для вас, ведь пострадали православная церковь, авторитет прихода? Те грехи и слабости, которые человек прощает светским людям, священникам не прощаются.

- А что такое, по-вашему, церковь? Я вам скажу: церковь - это мифическое тело Христово здесь, на земле. Вот вам в руку заноза впивается, больно? Да, немного. Но святость тела Христова не страдает. Сколько церковь грязью мазали, сколько за века она вытерпела - и ничего, вера жива. Правда, для людей, лишь входящих в церковь, история эта сослужила дурную службу. Надеюсь, и они со временем разберутся.

- Выходит, священника те же соблазны страшные, жажда денег одолевают, что и всех нас?

- Мы тоже люди, и всю свою жизнь на земле, как все, с грехом боремся. И ошибаемся. Да, служители разные бывают. Но истинно верующий знает: Господа это не задевает.

Увы, тут, на земле, ситуация не такая смиренная. Кафе на территории прихода до сих пор строится, кавказские люди деловито и по-хозяйски продолжают возводить здесь внушительные стены из булыжника. Договоры на это увеселительное предприятие заключались при поддержке администрации Фрунзенского района. Предстоят долгие юридические разбирательства... Говорят, когда-то то ли власти, то ли бизнес отстегивали деньги на строительство храма (или на другие цели?), и будто бы приход (или настоятель?) попал в зависимость. Такая вот не божественная, а наоборот, весьма темная история, и в епархии собираются провести собственное расследование.

“Мы твердо намерены расторгнуть все договоры, демонтировать эти строения!” - говорит настоятель прихода Кирилл.