В Агзу говорят - “солодэ!”

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Приехав в удэгейское село Агзу днем, я лишь вечером первый раз услышал удэгейскую речь. Даже не речь, а песенку. Три девчонки с удочками шли к реке и что-то тихонько напевали.

- Здравствуйте! - сказал я им.

- Солодэ! - ответили они мне.

- А что ж вы на удэгейском не поете? - стал докучать им.

- Можем и на удэгейском, - ответили они и тут же спели что-то про девочку, которую навестила подружка и зовет кататься на лыжах. Может, я что-то напутал с переводом, но было мило...

Пожалуй, этой песенки и не было бы, если бы в селе не жила замечательная учительница Ольга Лобода. Кажется, она не чистокровная удэгейка, но не в том суть. В ее манерах, в спокойной речи - море обаяния и интеллигентности. Как ни странно это звучит, многие исследователи Сибири прошлого века отмечали в коренных народах врожденные такт и чуткость натуры.

Именно для того, чтобы сохранить в молодом поколении ростки национальной культуры, и решила Ольга Даниловна организовать в небольшой сельской школе уроки удэгейского языка. Так я на следующее утро во второй раз встретился с вчерашними певуньями, теперь уже в классе. Удивительное ощущение эпохи Льва Николаевича Толстого и где? - в горах Сихотэ-Алиня. Тихая деревня, покосившееся крыльцо, у калитки на столбе обращение к родителям: “Просим принести в школу по четыре ведра картошки, по литру шиповника, помидоры”. А в классе... четыре ученика - два пятиклассника и две семиклассницы одновременно.

Посещение уроков удэгейского необязательно, так называемый факультатив. И очень интересный, потому что Ольга Даниловна берет в руки мел и рисует волнообразную линию.

- Это, ребята, основной элемент удэгейского орнамента, - говорит она. - Это символ гор, основной стихии земли...

Здорово! Для всего человечества основная стихия - океан, а здесь - горы. Они ближе. Ольга Даниловна что-то рассказывает об орнаменте, а я смотрю на его исполнение в развешанных по стенам вышивках и рисунках бабы Вали, бабушки Марии - так подписано, в расшитых девчонками ножнах, рукавицах и амулетах.

Между тем дети повторяют: тигр - кути (а не амба), ружье - мяуса, охотник - вакцейни. Хоть и мало в Приморском крае осталось удэгейцев - вряд ли тысяча будет, а вот, оказывается, есть северный и южный диалекты. На юге медведя называют “сонго”, на севере - “мафа”. Кстати, этим же словом на севере называют мужа. По легенде удэгейцев Пожарского района их покровитель - медведь. Ольга Даниловна учит произносить звуки где гортанно, где в нос. Ребята сбиваются на английское произношение. Смешно и немудрено, английский здесь преподает директор Ольга Суляндзига, успеваемость хорошая.

Незаметно пробегают 45 минут. Ольга Даниловна просит ребят поговорить дома с родителями о семье и вере. Это будет темой следующего урока, говорит она.

Какие проблемы у преподавательницы? Она говорит, что не хватает учебной литературы. Слышала, что в Хабаровске издали не то букварь, не то азбуку. Хотела бы иметь. А пока она пользуется рукописной азбукой “Удэ оносо” с рисунками художника Ивана Дункая. Ну и еще трудность - мал круг общения детей на удэгейском. Люди среднего возраста забывают его.

Чтобы дети любили родину, они должны знать свой древний язык и культуру - вот и вся простая и мудрая идея необязательных уроков Ольги Лободы. На прощание я попросил Марианну Камандигу нарисовать что-нибудь для нашей газеты. Используя стандартные элементы национального орнамента, она за минуту изобразила мафу - покровителя удэгейцев.