Опекуны... без опеки

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В сентябре фрунзенский суд Владивостока дважды откладывал слушание дела о невыплате опекунских пособий. Иск в интересах всех детей, находящихся под опекой, подала общественная организация “Юридический суворовско-нахимовский клуб” (ЮСНК). Ответчиками в иске названы краевая и городская администрации.

В унизительном процессе по выплате им пособий страдают дети и старики

Руководителю ЮСНК Виктору Буторину уже довелось судиться с властями - зимой он подавал иск в интересах воспитанников городского дома ребенка, который в течение двух лет был лишен финансирования. Ответчики были те же, что и сейчас. Зимой Виктор Буторин выиграл дело - на счет дома ребенка теперь исправно поступают положенные суммы. На этот раз все обстоит гораздо сложнее.

- Помочь людям получить пособия я решил еще летом, - рассказывает Виктор Буторин. - Тогда к нам в ЮСНК стали приходить опекуны (а надо сказать, что в основном это люди пожилые и небогатые, и сумма в 300 рублей для них - немалое подспорье). Они переживали, что не смогут собрать своих подопечных в школу и просили помочь. Оказать материальную помощь всем нуждающимся общественная организация, конечно же, не смогла, а протому ее руководитель решил добиться хотя бы того, что и так положено этим людям по закону, - пособий.

После этого для Виктора буторина начались хождения по инстанциям. Чтобы написать заявление в суд, ему требовались списки всех опекунов и их подопечных и сведения о размере задолженности. Но оказалось, что получить эти данные не так-то просто. Чиновники переводили стрелки из одной канцелярии в другую, упорно не желая помогать общественнику. Сведения удалось добыть только после того, как официальный запрос сделал суд.

Всего во Владивостоке 963 опекуна. Пособия им перестали выплачивать с февраля 1997 года. По состоянию на 24 сентября общая сумма задолженности составила 5 миллионов 395 тысяч рублей.

Впрочем, некоторые опекуны сами сумели добиться справедливости. Вера Кирилловна Н. в 97-м году самостоятельно обратилась в суд и выиграла процесс. Правда, полностью задолженность ей погасили лишь два года спустя. Теперь бабушка, воспитывающая внучку-шестиклассницу, ежемесячно получает 300 рублей “опекунских”. Хотя, честно говоря, и этих денег недостаточно, чтобы содержать 12-летнюю девочку.

- Летом она так просила меня купить ей модные бриджи, - рассказывает Вера Кирилловна. - Пришлось убеждать, что можно и без них обойтись. Одежду покупаем подержанную, кое-что получаем как гуманитарную помощь от общества инвалидов и женсовета. К первому сентября я все-таки скопила немного денег и купила Танечке новую шелковую блузку - не все же время в обносках ходить.

Таня уже в том возрасте, когда ребенок особенно остро переживает социальное неравенство. Живут они с бабушкой в 12-метровой гостинке, не надеясь как-то улучшить жилищные условия. А еще с ними живет Танина мама, которая из-за инвалидности не может работать. Почти все время она лежит на матрасе, постеленном прямо на полу. Потому-то бабушка и оформила опеку над внучкой. В комнатке ужасная теснота, хотя многих нужных вещей там нет. Не по карману им телевизор, платяной шкаф, вторая кровать. Единственная “роскошь”, которую они себе позволили - это держать дома симпатичную игривую кошечку.

Большинство опекунов - бабушки, потому что именно они в силу сохранившегося у них нравственного чувства не могут оставить, например, брошенных непутевыми мамами ребят. Казалось бы, чего проще? - откажись, отдай в детдом, и пускай государство заботится о своем малолетнем гражданине. Нет. Тянут из последних сил на скудную пенсию, растят, воспитывают, учат.

Психологи считают, что даже образцово-показательный детский дом не может дать ребенку то, что он получает в семье, а родной человек всегда будет ближе, чем самый лучший педагог. Экономисты, в свою очередь, подсчитали, что государству гораздо дешевле платить пособие опекуну, чем содержать ребенка в детском доме. Но во Владивостоке этого либо не знают, либо цинично считают, что раз бабушки и тети так любят этих детишек, то и без пособий как-нибудь выкрутятся.

Новая дата слушания дела до сих пор не назначена. Виктор Буторин начал ходатайствовать о том, чтобы дело взял к производству краевой суд в качестве суда первой инстанции, а надзор за ним осуществляла краевая прокуратура. В успехе и на этот раз не уверен.

А тем временем, по неофициальным данным, около 80 детей, находящихся под опекой, не пошли в этом году в школу. Причина - безденежье их опекунов, которые так и не смогли купить своим подопечным одежду, обувь и школьные принадлежности. А с наступлением холодов к ним могут присоединиться еще примерно 150 товарищей по несчастью.