Ступени в завтра

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

День учителя отличается от других профессиональных праздников тем, что его отмечают не только в школе. Это праздник, без преувеличения, всеобщий. В конечном счете наша успешность в дальнейшем зависит от тех, кто дал нам знания, а значит, возможность строить свою жизнь. А еще это повод порассуждать о достоинствах и минусах традиционной школы

Еще 10 лет назад сложившуюся систему образования не пинал только ленивый: кондовая, нивелирует личность, нетворческая - какими только эпитетами не награждали общеобразовательную школу. В противовес ей стали создавать частные учебные заведения с различными уклонами - эстетическим, языковым, гуманитарным, с индивидуальным подходом к ученику. Они росли как грибы. Не обошло сие поветрие и наш город. “Восточная школа”, “Гармония”, “Вайс-колледж”, “Добрая школа” - нет нужды называть все. Одни, пережив период становления, стабильно работают, другие по разным причинам прекратили свое существование. На сегодня во Владивостоке насчитывается 41 частная школа, в которых обучается около 2,8 тысячи детей. За определенную плату ваше чадо научат, накормят, не оставят без присмотра. Но... Почему-то в последнее время даже платежеспособные родители перестали к этому стремиться.

Одна из причин, на первый взгляд, парадоксальна. Все то, чего (как принято считать) недостает в обычной школе: индивидуальный подход к ребенку, наличие дополнительных дисциплин, творческие, одаренные педагоги, малокомплектные классы, доброжелательная атмосфера, - порой не помогает потом становиться успешным, а мешает. Дети, подобно взращенным в теплице экзотическим цветам, с трудом адаптируются в обычной среде. Такой пример приводит Елена Зеленина, завуч по учебно-методической работе гимназии № 2:

- Один из моих учеников-девятиклассников пришел из частной школы в 5-й класс. У него не были сформированы элементарные учебные навыки - слушать, записывать домашнее задание, самостоятельно работать с книгой... Поначалу он был полностью выбит из колеи.

В аналогичной ситуации оказался еще один мальчик - сын одной из учительниц гимназии. Некоторое время новоиспеченный гимназист чувствовал себя настолько некомфортно, что едва дожидался конца уроков и уходил со всех дополнительных мероприятий. К счастью, сегодня это позади...

Пережить такой период предстоит тем, кто в начавшемся учебном году по каким-то причинам перешел в государственную школу. Только во 2-й гимназии таких учеников семь. Однако сочувствовать по поводу того, что в классе снова будет не 10, а 30 человек и решать трудную задачу им придется самостоятельно, не надо.

Общеобразовательная школа только на первый взгляд осталась прежней.

- Урочную систему придумал еще Ян Амос Коменский, и если судить поверхностно, то вроде бы все, как и много лет назад, - продолжает Елена Зеленина. - Но это не так. Меняются форма урока, методика преподавания, технологии, вводятся новые курсы и предметы, меняется их содержание. Недавняя научно-практическая конференция показала, какой серьезный поиск ведется учителями. У нас в гимназии активно работают 80 процентов педагогов. Другое дело, что всему, что предлагается, дается серьезная экспертная оценка. Ведь это должно соответствовать стандартам. Я могу придумать что-то очень, на мой взгляд, интересное, мою идею рассмотрят и соизмерят с рамками образовательного процесса. Представьте, что ребенок уйдет в другую школу, уедет в другой город, а там не будет такого виртуоза, как я... И в то же время любой директор может включить столько дополнительных дисциплин в учебный план, сколько пожелает. Последний закон об образовании это позволяет. Можно по желанию родителей сформировать класс, где количество учащихся будет ограничено, для этого предусмотрена определенная процедура. Бухгалтерия просчитает, во сколько обойдется такое желание - и пожалуйста, в вашем классе будут учиться 20 человек, а не 35. Допускается сегодня и домашнее образование, и экстернат, и другие формы обучения. Закон дает родителям много прав. Правда, читали его единицы, хотя он опубликован...

Вот вам и повод поразмыслить, всегда ли заинтересованы мы сами - папы и мамы - в качественном образовании? Ведь гораздо проще поручить ребенка одаренному педагогу и пребывать в уверенности - все у него отныне будет прекрасно. Это, наверное, главное, за что любят родители частную школу. Есть у нее и другие достоинства, которые в свое время сделали ее столь популярной: возможность более мобильно откликаться на требования времени - детей-то намного меньше, индивидуальная работа психолога с учеником, организация внеурочного времени (иногда ребенок находится в такой школе весь день) и т. д.

- Альтернативная школа, безусловно, имеет право на существование, - говорит Елена Борисовна. - Там есть прекрасные идеи, творческие учителя... Кстати, меня неоднократно приглашали в частную школу. Но я отказывалась. Знаете, не могла избавиться от ощущения какой-то недолговечности. Меня настораживало, что в первую очередь речь шла о компьютерах, столах, люстрах, форме, даже гербе и флаге, а о программе - во вторую. Предполагались разные уклоны, и это имеет право на существование, как любой эксперимент. Ну а государственная школа учит по системе, которая себя давно оправдала. Потому, наверное, при всех своих минусах она столько лет посматривает по сторонам и говорит: “Ух ты, что еще придумали”. И идет дальше...

А в последние годы выполняет и еще одну функцию - социально-адаптационную. От школы зависит, насколько подготовленными выйдут дети во взрослую жизнь, смогут ли они учиться в вузе, где необходимы навыки самостоятельного обучения. Учитывается и заказ общества - во многих школах города введены профильные классы, факультативы с углубленным изучением предметов. В свободное от уроков время тоже происходит много интересного - от обычной загородной прогулки до посещения школьного музея или выставки православных икон.

Многие считают, что учебный процесс в сегодняшней школе жесткий. Наверное, правильно считают. Но школа - это ступень, и в завтра можно шагнуть, лишь преодолев ее.