Обеденный стол бывает “круглым”
В Приморье прошли дни российско-китайской дружбы, приуроченные к 50-летию образования КНР. В Уссурийске
В минувшие субботу и воскресенье дни дружбы были совмещены с днем города, здесь прошли фестивали национальной культуры и кухни.
Когда на западе России гремят взрывы, яркий балаган, развернувшийся на территории ООО “Уссури-центр”, казался даже чересчур театральным. Ну не в наших это традициях, кажется. Зачем столько пирогов, шашлыков, пельменей, расстегаев, рыбы, котлет, ягод, овощей, пива, кваса? Многие ж из нас выросли на непременных “тормозках”, прихваченных на работу. В них вчерашняя котлета, кусок хлеба с огурцом. На заводе еще кефир давали “за вредность”. Ну и газированная вода из черного баллона, если цех жаркий... А вот в праздник, конечно, тазик салата оливье - непременный атрибут советского застолья, курица на противне и водочки желательно немало.
Однако было и другое. Интеллигент в первом поколении любил почитать что-нибудь из помещичьей жизни - о блинчиках с икрой, об ухе стерляжьей, рябчиках на вертеле... Старая русская сказка! И только заветные поваренные книги иной раз вдохновляли наших заработавшихся жен на что-нибудь выдающееся.
Ну вот плов, например. Я вкушал его в далеком Узбекистане - жирные пальчики сто раз оближешь. Но ни сам, ни домочадцы никогда не могли такое повторить. А в Уссурийске поглядел, как его вершит Али из Коканда, и понял главное - надо на улице готовить. Потому что нужен особый жар, какого квартира не выдержит. Под большим казаном бьется огонь, а на дне казана хлопковое масло (у нас соевое). Масла много, в нем кипят огромные куски баранины (у нас свинины), чуть позже добавляется морковь тертая. Когда достигнута “полуготовность”, высыпают в кипящее масло хорошо промытый холодной водой рис. Масло пропитывает его и прикрывает тончайшей пленкой. Теперь не зевай - вовремя помешивай и ровняй сверху, чтоб равномерно варилось-жарилось. И за огнем следи. Когда уже почти готово, добавь трав разных по вкусу и минут на 15 закрой тазиком. Пусть доходит! Если для своих друзей готовил, куски мяса можно не резать. Если для общепита - мелко порежь, а потом крепкой мужской рукой дели поровну. Плов - занятие для настоящих мужчин!
Карие глаза Али с легкой печалью, чуть настороже. В Фергане, например, я видел другие глаза. Живее, лукавее. Не может человек не быть в печали, если много лет живет вдали от родины. Тем более там сейчас в родных горах стреляют, заложников берут. Показалось какое-то беспокойство в глазах ребят из армянского ресторана “Ахтамар” и азербайджанского “Астара”. Поговорил с ними - нет, это только показалось. Они между собой дружат. Да, в Карабахе воевали, но не народы, а политики, которые в той войне имели свой интерес.
У китайских поваров другое настроение. Их здесь много, родина рядом. Одна беда - по-русски не могут объяснить, как готовят. Рыба, мясо, овощи - все на жарком огне шкворчит, дымит, языки пламени прихватывают раскаленное масло. 20 чашечек с приправами. Блюдо на огне держится минуту-две, все остальное время уходит на молниеносные манипуляции с ножом и приправами. Тут и переводчик не поможет.
Спрашиваем у Али – давно уже здесь живете, что-нибудь у китайцев переняли? Перенял, уже и папоротник готовит, и рыбу по-китайски, салаты разные... Кухня сближает. Об этом хорошо сказал вице-губернатор Федор Новиков, когда вместе с председателем комитета по делам национальностей и взаимодействию с религиозными объединениями краевой администрации Зинаидой Заика обращался к кулинарам-интернационалистам. Он напомнил, что еще в XVII веке в Китае появились первые русские купцы. Они удивлялись необычной китайской кухне. Сегодня мы ею восхищаемся, любим ее. Праздничный обеденный стол каждый раз становится “круглым” дипломатическим. Даря гостю пищу, мы предлагаем ему энергию и силу. За столом уходит недоверие...
Как символ русского гостеприимства Зинаида Заика подарила участникам праздника национальных кухонь (кроме названных там были представлены еще корейский и несколько российских ресторанов) книги по русскому застолью. Знакомьтесь, готовьте на здоровье!
Отчасти можно было посочувствовать владивостокским гостям “Уссури-центра”. После череды дегустационных столов, зайдя в местный ресторан “Караоке”, они не смогли в полной мере насладиться фирменными блюдами. Одними запахами уже сыты были. Зато послушали романс в исполнении главы города и района Владимира Ведерникова. Был в нашей стране такой известный бас. Как видно, певческая фамилия...
Кстати, накануне праздника живота в зале гарнизонного дома офицеров прошел концерт самодеятельных артистов. Ощущение такое, что мы вернулись в советские времена, когда было принято подчеркивать многонациональный характер советского искусства. На сцене калейдоскоп танцевальных и вокальных ансамблей Приморья. По праву открывал концерт чистый и сильный голос парнишки из Большого Камня - Романа Малиновского. А как танцевали корейский “Ариран”, ребята из Суйфэньхэ, известные владивостокские ансамбли “Плясунья” и “Кураж”! Одним из лучших номеров программы была песня “7-40” в исполнении еврейского трио из Владивостока. Ему подпевал зал. Кого представляли лет 20 назад на сцене евреи, в лучшем случае искусственную Еврейскую автономную область? Сегодня это трио представляло самих себя. И как-то даже нарочито было сказано - недавно мы отметили 5760 год от сотворения мира. Мы разные? Это хорошо. Только без заносчивости, господа!
Когда политическая чернь в Москве и на Кавказе доводит дело до кровопролития, такие концерты, честное слово, не банальны, как прежде. Они - бальзам на душу. И мы благодарны тем сотрудникам администрации края, Уссурийска, трех китайских городов - Суйфэньхэ, Дуннина и Муданьцзяна, которые совместными усилиями создали этот праздник.