Нищие - тоже “новые русские”?

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Парни, сидящие рядом со мной в вагоне электрички, негромко комментируют появление нищего в вагоне. Видно, ездят они часто, поэтому угадывают, что он сейчас скажет: “Три... нет, уже четыре месяца пособие в собесе не выдают...”

И действительно, пробирающийся по вагону старик говорит именно это. Жалобно, со слезой в голосе, повествует о том, что дочь погибла в автокатастрофе, остался на его руках малый внук... И умоляет людей не судить его слишком строго за нищенство. У него запоминающееся лицо, обрамленное шкиперской бородкой. Ну а свое обращение к публике произносит хорошо поставленным голосом.

Та сценка в электричке была в феврале прошлого года. И у меня в тот момент (после беготни по крайцентру) перед глазами был другой нищий. Запеленутый, как кукла, вероятно, парализованный, на ступеньках в подземный переход притулился молодой парень-инвалид. Он сидел несколько боком к идущим людям, прислонившись к стене. Взгляд безучастный и отрешенный. Его наверняка посадили сюда, подстелив что-то тонкое и зябкое, не спасающее от холода ступенек. Сам он вряд ли мог добраться и усесться. Но решили, видимо, приспособить инвалида “к делу”, чтобы какая-никакая польза была - ведь ест, пьет. Я просто кожей чувствовал, как он промерзает.

А еще в вагоне вспоминалось, как в 60-е годы писали мы в школе сочинение: “Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет!” То есть вот это, нынешнее... Незабвенный Никита Сергеевич пообещал тогда по-нострадамусовски коммунизм через два десятка лет. Ошибся чуток, через четыре десятка годков - ну чем сейчас не коммунизм: работают люди без зарплаты, на полках изобилие. Кажется, больше всего именно об этом твердили: изобилие, зарплата не нужна.

Вот говорят нынче: новые русские, новые русские. А нищие? Тоже ведь “новые”.

...Мои соседи по вагонной лавке на этот раз слегка ошиблись. Старик со шкиперской бородкой придумал и новенькое: “Жизнь для слепого убога, только отрада - стихи, помощи жду я от бога, боже, прости нам грехи!” Понятно, он еще и вирши слагает. И вновь мольба - не судить строго за нищенство. Да не судим мы тебя, дед, не судим! Большинство из нас тоже готовы руку протянуть, а кто же подавать тогда будет? Виктор Степанович, один из самых богатых в насквозь нищей стране, или, скажем, Березовский? Так они в электричках не ездят. А что касается этого деда, он слеп - значит уже обделен жизнью. Пусть даже про внука это легенда, чтобы разжалобить людей, а может, это и правда, разницы большой нет. Крайняя нужда толкает ныне и не на такие вещи.

Есть любопытная байка, довелось ее слышать еще в советские времена, когда у нас нищие, понятно, отсутствовали. За рубежом было. Одному слепому соорудили на груди табличку: “Сейчас на улице весна. Вы ее видите, я - нет”. И все. Просто, а как пробирает, вот она - сила слова! Через некоторое время тот слепец разбогател. И действительно - что такое, скажем, несколько центов в сравнении с тем, что ты еще пока видишь весну. И лето, и осень... Выходит, и в нищенской среде возможно предпринимательство. Возможны, значит, и “новые русские” нищие.