У нас вроде получше...

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Довелось мне этим летом попутешествовать по Приморью и Хабаровскому краю. Вот когда убедился, что во Владивостоке жить еще можно.

Мне, городскому жителю, привыкшему к дорожному смогу и урбанистическому пейзажу, приятно было смотреть на голубые сопки и усыпанные цветами равнины. Ехал и думал: “Вот он, рай земной. Повезло же тому, кто может видеть такое каждый день”. Однако такое настроение быстро растворилось в реалиях - жизнь сельчан сказкой не назовешь, деревни вымирают. Работать совершенно негде: что развалилось - уже разворовали, что еще потихоньку работает - постепенно тоже разваливается. Народ выживает только за счет собственного хозяйства, продавая земные дары у трассы по смешным по сравнению с городом ценам. Всего за 50 рублей предложили мне небольшой кузов ранеток. Можно было бы хозяевам отвезти их в райцентр и продать дороже, да нет ни топлива, ни денег на его покупку - придется этими маленькими сочными яблочками свиней кормить.

Молодежь рвется в города, чтоб хоть как-то реализовать себя, получить профессию, но у родителей на это нет средств. Подростки часами сидят у дороги, пытаясь продать овощи и фрукты с семейных огородов.

Остановился на отдых в небольшом городе Вяземский Хабаровского края. В свое время здесь добывали уголь. Сейчас у жителей осталось одно занятие - обработка собственных огородов. К тому же многие “подрабатывают” на хищении цветных металлов - тянутся черной змеей раздетые ржавые трубы городской теплоцентрали. А на вокзале старушки предлагают семечки и кукурузу.

Хабаровск как столица живет, конечно, лучше. Водителя радуют работающие светофоры, установленные чуть ли не через каждые сто метров, да и дисциплина на дороге отменная. А вот Комсомольск-на-Амуре оставил гнетущее впечатление. Трасса проходит через те места, где в прошлом году бушевали лесные пожары. На десятки километров тянется пустыня с обуглившимися стволами деревьев и множеством кричащих ворон. В самом городе жизнь течет вяло - авиационный завод в упадке, фабрики закрыты. Те, кто пошустрее, уезжают на заработки в Хабаровск, домой возвращаться не спешат.

На обратном пути в какой-то деревеньке купил ведро голубики у загорелого до черноты мальчугана. Его хорошее настроение сменилось тоскливым и даже завистливым выражением глаз, когда узнал, что возвращаюсь я во Владивосток. “У вас там жизнь”, - вздохнул мальчишка. Я с ним согласен - у нас еще жить можно.