“СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ” ТИБОХа

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Скоро можно будет выпить водки, захмелеть и закрутиться в веселье - но сохранить свое здоровьице, мозг и нервную систему девственно нетронутыми. Скоро появится препарат против рака с уникальным механизмом действия. Скоро отечественная промышленность добьет-таки и начнет выпуск “Гистохрома” -действительно чудодейственного препарата от инфаркта. Скоро наши светлые головы - уважаемые ученые Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН нас еще чем-нибудь удивят...

Вообще научные сотрудники этого института, да и других в академии наук, сильно не похожи на журналистов. Как люди. И дело не в том, что мы напрочь не соображаем в олигосахаридах и пиранонафтохинонах, а они - запросто. А в том, что ученые совсем не любят налета сенсационности и громких про свою работу слов. А мы любим. Но они просят: вы уж, пожалуйста, посдержаннее. Хорошо, придется строгим языком фактов.

Справка “В”. Институт в этом году - юбиляр, ему нынешним сентябрем исполняется 35 лет. Его создателю и бессменному директору, ученому с мировым именем и к тому же председателю ДВО РАН, капитану “большого корабля” науки, академику Георгию Елякову в понедельник, 13 сентября - 70. Это - дата.

Созданный в 1964 году, институт вначале назывался институтом биологически активных веществ.

Человечество не перестало баловаться всяческими искусственными материями, однако вовремя поняло, что природа - бездонный источник непревзойденных изобретений, мудрых идей и вдохновения. Тогда, в первые годы работы, группа молодых ученых под руководством Георгия Елякова впервые вплотную занялась женьшенем: легенды о корне жизни ходили, но нужно было разгадать тайну действующего, активного вещества. Разгадали, увидели, пощупали... Отправились дальше, дальше. Заглянули в океан: разнообразие видов и форм, уникальные химические структуры. Необычно высокая биологическая активность - о создатель, ты был изобретателен! В последние десятилетия биохимия, молекулярная иммунология, биотехнология стали развиваться в мире как никогда бурно. К счастью, у российских ученых в этих областях - сильные позиции.

И по сей день исследования идут и вглубь, и вширь: как золотодобытчики, ученые ТИБОХа перемывают сотни тонн песка и пустой породы, высматривая золотоносные крупинки. Иглокожие, кишечнополостные, ракообразные, моллюски, бактерии и масса других морских ползающих и плавающих симпатяг... История открытий - и случайность, и закономерность. Вертели морского ежа и так, и эдак, и поперек, и на просвет, и вдруг обнаружили: пигмент из иголок и панциря - так называемый эхинохром - обладает удивительными свойствами. После долгих лет работы создали замечательный медицинский препарат, не имеющий аналогов, незаменимый в кардиологии и офтальмологии - гистохром. Еще только колдовали над опытными партиями, едва начали клинические испытания - результаты оказались настолько обнадеживающими, что телефоны лабораторий буквально обрывались: продайте флакончик, ну ведь не мог не заваляться где-нибудь в ящике стола, спасите от слепоты. Или от инфаркта. “Но мы же не завод!” - оправдывались в трубку. И все же когда могли - спасали. Но дело ученых - создать препарат, технологию. Дальше - в производство. И тут дело застопорилось на годы. А тем временем самые авторитетные клиники страны давали свои заключения - языком заковыристо-научным и сухим. Но между строк-то были десятки спасенных жизней.

Параллельно шла работа над целым рядом других медицинских препаратов. Из печени и других отходов камчатского краба создали коллагеназу. Врачи уточнят, есть ли в мире лучшее ранозаживляющее средство. Во всяком случае, любые “грязные”, гнойные раны, ожоги, обморожения, гангрена, незаживающие язвы - все подвластно коллагеназе. Препарат применяют и для лечения послеоперационных ран: заживают чисто, быстро, почти не оставляя рубцов. Его уже знают в приморских клиниках. В этом году спасли женщину, у которой были отморожены ноги и грозила ампутация.

В названии максара - препарата на основе экстракта одного из дальневосточных растений - фамилия его создателя Олега Борисовича Максимова. Максар по праву считается лучшим среди известных гепатозащитных (то есть целебных при тяжелых заболеваниях печени) лекарственных средств.

На основе дальневосточных лишайников разработан цетрарис - для лечения мастопатии. Испытания на больных женщинах-добровольцах проводились в больнице ДВО РАН. Положительный эффект с полным излечением наблюдался у 70 процентов пациенток!

Есть еще и зостерин, про который не слышали разве что младенцы (пейте зостерин, и ваше внутреннее содержание будет чистым, потому что уникальный пектин морской травы зостеры выводит тяжелые металлы, токсины и другую вредную дрянь, защищая нас от многих болезней). И транслам - иммуностимулятор, обладающий к тому же противоопухолевым действием, и митилан, созданный из отходов переработки мидии и ставший компонентом многих косметических средств, которые выпускают авторитетные фирмы Москвы и зарубежья.

Это то, что практически доведено до потребителя: пройдены клинические испытания и суровые лабиринты фармкомитета. Кое-что производится на предприятиях-партнерах. Зостерин выпускает АО “Биопрепарат” в пос. Зарубино под неусыпным контролем разработчиков. Коллагеназу - госпредприятие “Иммунопрепарат” в Уфе. Увы, так и нет денег завершить технологическую линию на одном из специализированных фармзаводов страны для производства гистохрома, но вопреки всему дело движется, и ученые обещают выдать свой препарат “на-гора” уже в следующем году.

И что еще важно - не теряют надежды достроить собственный опытный завод при институте. Корпус этот давно стал долгостроем - это вам не рынок-магазин, и даже не ночной клуб. Теперь, когда здание близко к завершению, остро встал вопрос, где взять средства на оборудование.

“Нам предложили создать предприятие. Сказали, будут и средства, и оборудование. Правда, на территории США, - рассказывает Валентин Стоник, зам. директора ТИБОХ, член-корреспондент РАН. - Конечно, мы отказались от такого варианта”.

Кто победит рак?

А тем временем море дарит все новые идеи. Не зря ведь институт начинал с создания уникальной живой коллекции морских микроорганизмов. Более 8 тысяч штаммов микроорганизмов скрупулезно собирали в экспедициях по всем морям и океанам планеты. Экспонаты коллекции, некоторые из них прямо-таки бесценные, хранятся в пробирочках, и каждый штамм - источник известных либо абсолютно неизведанных полезных веществ. Что-то они в себе таят - новые антибиотики? сердечные средства? лекарство от рака или СПИДа?

Параллельно с изучением живых организмов занялись и другой работой, сделав в последние годы вещь совсем уж удивительную: например, стали соперничать с матушкой-природой, научившись синтезировать ряд гликозидов женьшеня - его активных компонентов. Вообще органический синтез, то есть рукотворное создание веществ, изобретенных природой, штука принципиальная. “Во-первых, синтез позволяет перестать расходовать природный материал. Во-вторых, существенно удешевляет производство препаратов, необходимых в медицине, сельском хозяйстве и других отраслях. В-третьих, синтезируя аналоги активного вещества, можно усилить полезный компонент или, скажем, понизить токсичность, словом, улучшить свойства”, - говорит доктор химических наук Эмма Козловская, зам. директора института.

“В последние годы в институте осуществлен ряд красивых, сложных и эффективных синтезов морских алкалоидов, - продолжает Валентин Стоник, - среди которых, например, вещества, выделенные на Большом Барьерном рифе из некоторых беспозвоночных и обладающие очень интересной антиопухолевой активностью. Недавно из Национального института рака США, где проводятся испытания этих веществ, пришло сообщение, что одно из них оказывает необычайную активность. Таким образом, появилась возможность разработки препарата против рака с принципиально новым механизмом действия, не имеющем пока аналогов. Впрочем, до его создания пройдет еще не меньше 5-10 лет”.

“По рюмочке, по маленькой налей, налей...”

Лабораторию новых лечебно-профилактических пищевых технологий ТИБОХа можно даже не представлять: бальзамы серии “Гербамарин”, вошедшие в список 100 лучших товаров России, знают все. Кроме “Гербамарина” широкого спектра действия готовятся к выпуску специализированные - печеночный и гипертонический, с особым набором компонентов. Уже выпущена опытная партия нового безалкагольного бальзама “Золотой Рог” - на основе меда и тех же активных компонентов из морского ежа и других беспозвоночных, что содержатся в гистохроме.

Есть в лаборатории и разработка, пока почти секретная, и называется она “Женсолар”. Изготовлена на основе женьшеня, солодки и аралиевых.

“Создать новую добавку к алкогольным напиткам заставила нас страшная демографическая статистика: нация-то спивается, вымирает, - говорит зав. лабораторией новых пищевых технологий Юрий Лоенко. - Почему спивается? Говорят, тяжелая социальная ситуация. Ничего подобного, суть не в том. Вся Европа любит выпить, но 95 проц. людей там пьют вина, и лишь незначительная часть - крепкие напитки. В России - с точностью до наоборот.

Мы категорически против похмельных средств, которых множество на современном рынке: напился, запил таблеткой - и получил сносное самочувствие, а значит, завтра опять можно напиваться, потому что естественный защитный тормоз заблокирован. Мы пошли по другому пути. В нашей композиции содержатся вещества, которые препятствуют всасыванию алкоголя в кровь. Человек хмелеет, погружается в состояние веселости и расслабления - но добавка скрадывает алкоголь. Она как бы одевает молекулу этанола в клещи и делает его благородным винным алкоголем. И получается, что человек пьет и хмелеет от водки, а на организм действует вино. И наш потребитель переходит в разряд европейского типа пития: его нервная система защищена, у него несравнимо меньше шансов спиться, приобрести патологическую зависимость от алкоголя”.

“Понимаете, наши препараты сильно отличаются от тех, что порой попадают на рынок под видом панацеи, - говорит Эмма Козловская. - Там, бывает, что-то с чем-то перемешают и спешат объявить: это чудодейственный препарат. Прежде чем мы предложим свое лекарственное средство - всерьез его проверим, проведем все необходимые экспертизы и испытания. Понимаете ли, честь ученого Российской академии наук дороже...”