Хочу работать, но не быть рабом

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Моя история, наверное, типична для нашего времени. Мне немного за 40, более трех лет назад потеряла работу. Вот тогда и начались мои хождения по мукам.

В свое время я была ведущим экономистом, но понадобилось место родственнице начальника. Объявили сначала выговор, потом взыскание, пришлось писать заявление “по собственному желанию”. После этого выговоры отменили, и меня спокойно освободили от занимаемой должности. Окончила курсы бухгалтеров, но из-за отсутствия опыта на хорошее место устроиться не могла, работу же экономиста найти не удавалось.

Начались мытарства по фирмам-однодневкам. Полгода проработала на одном предприятии, где вместо фамилий сотрудников вводили в компьютер клички - Собака, Кошка, Лев... Рабочий день хронометрировался: каждые 20 минут нужно было записывать свои действия. Несмотря на такую “дисциплину”, предприятие скоро распалось. Затем устроилась в небольшую фирму, которую основали супруги, в прошлом инженеры. Числилась я бухгалтером-экономистом, но делать приходилось все: в холод и ветер присутствовать при разгрузке вагонов, вести склад и пр. Рабочий день продолжался по 10-11 часов с 10-минутным перерывом на обед. При неудаче в коммерции на головы сотрудников сыпались оскорбления, мат. Зарплату заставляли выбирать продуктами, причем не всегда нужными, деньги же приходилось просто выпрашивать.

Терпела многое. Ведь старший сын оканчивал институт, а младший только стал студентом. Протянула так год, кое-как выбила компенсацию за отпуск и решила дать объявление в газету. Через день я уже оформилась в другую фирму на должность бухгалтера. При этом сразу предупредили: записи в трудовой книжке не будет, отпуска (даже без содержания) тоже нет, как нет и медицинского полиса. Делать было нечего... Старший сын к этому времени устроился на предприятие, где зарплату не выплачивали по пять месяцев. Через полгода я заболела. Вот тогда и узнала, что значит ходить на работу с температурой 39 и обращаться в поликлинику без полиса. Вскоре у фирмы начались трудности. Работая до 8-9 часов вечера, слышала только оскорбления. Когда решилась возмутиться таким отношением, узнала, что “в частной фирме нужно делать то, что велят, и не возникать”. По природе я человек неконфликтный и исполнительный. Тем не менее устроила бунт в защиту своих прав и достоинства и, естественно, оказалась на улице. При росте 168 см к тому времени я весила лишь 49 кг.

Сейчас я стою на учете в службе занятости, у меня идет рабочий стаж, получаю пособие. Впервые за эти годы отдохнула. Но время идет, а работу найти не могу. Места, где платят по 500-600 рублей, меня не устраивают, потому что старшего сына, нашего кормильца, забирают в армию. Младший иногда подрабатывает на разгрузке вагонов, что-то более подходящее для студента найти трудно.

У меня огромное желание работать. Но не быть рабом! Хватит. Однако без знакомств и связей приличного места найти не могу, хоть и согласна на любую работу. Лишь бы не унижали мое достоинство.