Мичман прокладывает адмиральский курс
Как уже сообщал “В”, выдающегося успеха добился спортсмен из Владивостока Александр Артемида, завоевавший золотую медаль чемпиона мира в гребле на каноэ.
СПРАВКА. Впервые приморские мастера малого весла приняли участие в чемпионатах мира 41 год назад и тогда же, в августе 1958 года, в Праге поднялись на высшую ступеньку пьедестала почета. Сделали это Степан Ощепков (каноэ-двойка) и Мария Шубина (байдарка-двойка). Последний раз высший успех был осенью 1971 года в Белграде, где золотой награды за победу в марафоне удостоился байдарочник Вячеслав Кононов.
Затем на многие годы победная поступь прервалась. Изредка, правда, случались всплески. В 1975 году Владимир Козубин на знаменитом мексиканском канале Сочимилко становится серебряным призером, дважды в середине 90-х годов отвоевывает “бронзу” Георгий Цыбульников... Но вершина, повторяем, оставалась непокоренной. Целых 28 лет. И вот долгожданный и, не побоимся этого слова, исторический для приморского спорта прорыв совершил 24-летний мичман Тихоокеанского флота.
Накануне чемпион прилетел из Италии. В аэропорту его встречали представители краевого спорткомитета. Цветы, крепкие объятия. По возвращении - импровизированная пресс-конференция.
- Саша, самый первый вопрос, подсказанный читателями газеты “Владивосток”. Многие, услышав о твоем успехе по радио и телевизору, сомневаются: а местный ли? Будто тебя откуда-то привезли, перекупили?
- Ерунда все это, - смеется Александр, - местный я, приморский. Вырос во Владивостоке. В детстве ничем особенным не выделялся, а в греблю попал абсолютно случайно. Мне было 10 лет, и вдруг мама решила, что надо определить меня в спортивную секцию. У ее знакомой по работе сын занимался греблей - это и решило мою специализацию. Азы осваивал у тренера Игоря Николаевича Бульбатенко. Сейчас он работает в Японии, его питомцы уже добираются до международных юношеских соревнований... Позже, уже имея разряд, перешел в группу совершенствования Приморской школы высшего спортивного мастерства, где все эти годы занимаюсь под руководством заслуженного тренера России Николая Михайловича Уткина.
- Расскажи подробнее о чемпионате мира.
- Это небывалое, ни с чем не сравнимое зрелище. Знаете, я не новичок в большом спорте, послужной список уже есть, выигрывал даже на Кубках мира, но то, что было в Милане, не идет ни в какое сравнение со всеми прежними соревнованиями. В Италию съехались команды 55 стран - раньше никогда такого представительства и близко не было.
Выступал в паре с Константином Фомичевым из Уфы на двухсотметровке. На этой дистанции требуется предельная концентрация воли и реакции. Одно неверное решение, и ты просто не успеешь отыграться. В предварительных заездах больших проблем не было, и мы прошли в финал. Здесь уже все девять экипажей были примерно равные, главные наши соперники - поляки и немцы. Ранее приходилось гоняться с ними, на Кубке мира, например. Там, кстати, немцы у нас выиграли. Старт взяли с выстрелом стартера, идем гребок в гребок, пролетели дистанцию на одном дыхании, даже опомниться не успели. Когда пересекли финишный створ, боковым зрением вижу: или первые, или вторые. Вдруг, слышим, судьи называют поляков, немцев, еще кого-то. Сразу подумал: я - единственный в сборной России, кто остался без медали. Все другие каноисты, в том числе и Костя, ранее выступавший на других дистанциях, уже имели награды, а я, выходит, вернусь ни с чем. Внутри как будто все оборвалось. И тут, слышу, наши ребята из сборной кричат: “Лодку - на взвешивание, вы - чемпионы!”
Оказывается, первых трех призеров на финише разделили сотые доли секунды. Немцы, двукратные чемпионы мира, остались лишь третьими.
- Трудно ли стать чемпионом мира?
- Конечно трудно, даже очень. Чтобы добиться поставленной цели, во многом приходится себя ограничивать, от многого отказываться, соблюдать режим, бороться с всевозможными соблазнами. Ну и, конечно, пахать и пахать... Спорт - это тяжелая борьба, изнурительная. Нередко бывает так, что нелепая мелочь, случайный эпизод могут свести на нет годы работы. На чемпионате России на пятисотке мы с Костей на целый корпус опережали чемпионов мира ростовчан Ковалева и Костоглота, но на самом финише произошел досадный случай - наша лодка перевернулась. Невооруженным глазом было видно, что мы сильнее чемпионов. Предложили тренерам сборной провести еще одну гонку, контрольную, но они ни в какую. К счастью, мы выиграли дистанцию 200 метров, и это сняло вопрос поездки в Италию.
Нам, дальневосточникам, сложнее вдвойне. Представьте себе ситуацию. Все спортсмены на учебно-тренировочных сборах на главной базе в Сынтуле, это в Рязанской области. С апреля по август - безвылазно. Для меня, конечно, и для других приморцев тоже. Другие ребята, из Ростова или Волгограда, в любое время могут махнуть домой, мы же - как на каторге. Съездить домой не могу - нет денег, их еле на сборы наскребли.
- А что, разве нельзя тренироваться дома, в Лозовой, там ведь база, сам говоришь, одна из лучших в России.
- Можно, конечно, но тогда вероятность попадания в основной состав сводится к минимуму. Ты постоянно должен быть на глазах тренеров сборной... и ждать своего звездного часа. Таким для меня стал тот момент, когда посадили в лодку вместе с Костей Фомичевым. Это была идея Николая Михайловича, и как видите, тренерская интуиция не подвела.
Трудно еще и потому, что лодки у спортсменов из других регионов, про зарубежных уже и не говорю, намного лучше. Сегодня ведущие гребцы работают на современных лодках типа “лебедь”, но появились уже суперсовременные “носороги”, которые, как показали контрольные заезды, на 250-метровой дистанции при равном количестве гребков дают преимущество против “лебедей” в целую секунду. Те же немцы гребли на лодке особой конструкции, технологию изготовления хранят в строжайшем секрете. А мы все на датских деревянных старушках...
- Кстати, сколько стоит современное каноэ?
- Смешно сказать, всего 4 тысячи долларов.
- И что, в российском спорткомитете не найдется таких денег?
- В комитете деньги, конечно, есть, но Москве, по-моему, все равно: откуда ты - из Владивостока, Хабаровска или Рязани. Даже на поездку в Милан деньги изыскивала родная Приморская ШВСМ.
- А какие теперь планы?
- Недельку-другую надо отдохнуть, расслабиться, психологически разгрузиться. Побыть с семьей. Хочется махнуть куда-нибудь на родные острова... Ну а дальше - снова работа. В конце сентября в Сиднее, столице будущей Олимпиады, пройдет предолимпийская неделя. Туда вылетает весь миланский состав российской сборной. Так что все, что было, уже позади, в прошлом. Теперь новая цель - Олимпийские игры.