Апокалипсис в заливе Америка, или История находкинских пятидесятников

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Сегодня только и разговоров, что о втором пришествии и конце света. Думаем, гадаем. Но чаще иронизируем по этому поводу. Кажется, только верующие с этим не шутят. Больше 40 лет назад, в конце 50-х годов, молодой приморский город Находка стал местом, где согласно пророчествам церкви пятидесятников должно было состояться второе пришествие Иисуса Христа

ГОСПОДЬ И НАХОДКА

Со всех краев необъятной советской страны в Находку поехали евангелисты. Все делалось в спешке: больные выписывались из клиник, здоровые увольнялись с работы. За бесценок продавалось жилье. Лидерам рассеянных по всей стране общин не пришлось долго уговаривать единоверцев.

Сейчас не осталось в городе ни одного верующего - свидетеля исхода, который смог бы подтвердить столь необычное, кажущееся фантастическим событие: ожидание Ноева ковчега с Христом и его свитой на борту. Оно произошло, по рассказам старожилов Находки и ученых-религиоведов, сразу по прибытии в город-порт. Вырисовывалась следующая картина: группа пятидесятников забралась на одну из сопок и стала ждать пришествия три дня. Разумеется, таким необычным инцидентом, по рассказам, заинтересовались органы. Узрев, что сектанты не представляют опасности, чекисты не стали их снимать с сопки: проголодаются - сами слезут. “Синайская” гора с легкой руки пятидесятников позже стала чуть ли не любимым местом времяпрепровождения горожан. Даже несмотря на то, что здесь установили статую Скорбящей Матери в память о погибших рыбаках траулера “Бокситогорск”. В начале 90-х, кажется, на сопке тренировались игроки футбольной команды “Океан”. Сейчас к подножию “Мамы” любят приезжать молодые - пить пиво и отдыхать...

Советская Находка представляла собой в 50-х бурно развивающийся рабочий городок. Строились заводы, кипела работа по формированию городского совета депутатов трудящихся, проводился городской фестиваль молодежи. Как и сегодня, принимались меры по отлову и уничтожению бродячих собак. Посмотреть на глобальность города-стройки в 54-м приезжали члены правительства: Хрущев, Булганин, Микоян. Городской архив хранит много чего интересного. Но о религиозной жизни - ни слова.

Успешно строили свою культовую жизнь и отечественные секты церкви Пятидесятницы. Конфессия, названная в честь праздника, отмечающего дары cвятого духа, ниспосланные первым ученикам Иисуса на 50-й день после воскрешения, активно внедрилась в Россию в начале века, буквально взорвав близкие по духу баптистские общины. В свою очередь отечественная пятидесятническая церковь делилась на множество сект. Скажем, субботствующие пятидесятники жили идеями “библейского коммунизма”. Их обвиняли в “свальном грехе” за ритуал совокупления в темной комнате по методу “кто кого поймал”. Были среди прочих и евангельские христиане святые сионисты, уверовавшие в то, что Сион можно построить в любой части мира. Находкинцами стали в основном представители церкви четырехугольного евангелия. Всех пятидесятников объединяют принципы спасения даром, всеобщего священства, добровольного вступления в общину. Их богослужение неформально, стихийно и несколько жизнерадостно из-за веры в мгновенное нисхождение даров cвятого духа. Очевидно, что из-за демократичности культа по своей численности пятидесятники стоят на втором месте среди всех христиан (их в мире примерно 500-600 миллионов), уступая лишь римским католикам.

ХРИСТОС ВЫБРАЛ ПОЛНЫЕ ПРИЛАВКИ?

Итак, пришельцы поселились в одном из многочисленных частных секторов - на Пади Ободной. Ждали 15 лет: жили, работали, рожали детей и молились - верили в божье провидение. Собрания свои проводили где придется - в домах верующих, в специально сооруженных шалашиках. В 1972 году появилось новое пророчество - ковчег по пути в Находку зацепился за утес где-то в США. Началось то, что принято называть тремя словами - “волна эмигрантских настроений”. Гонения и письма от зарубежных родственников и соверующих со строчками о райской жизни и полных прилавках с “манной небесной” в магазинах толкали лидеров находкинских пятидесятников на отъезд из страны. Существует версия, что исход в Находку - это не просто божье провидение, но и более легкая возможность смыться за кордон. Эдакое диссидентство под прикрытием религии. Но об этом попозже.

“НАС ОБВИНЯЛИ В ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ”

Вот уже как больше десяти лет находкинские пятидесятники проводят свои собрания в молитвенном доме. Он значительно скромнее двухэтажного коттеджа баптистов или корейского пресвитерианского храма, но здесь всегда людно. За 40 лет изменился состав верующих, тот самый исход похож на семейную легенду, чаще - на тайну за семью печатями. Они не любят распространяться о прошлом общины или не знают его - вдохновленные молитвами мужчины среднего возраста, старухи и молодые женщины с детьми. И это неудивительно: только в одном 1988 году из Находки в Штаты выехали 150 пятидесятников-активистов.

Но осталось и несколько старцев. Среди них - брат Михаил. Он приехал в Находку из Новосибирской области через несколько лет после исхода - в 1960 году. О подробностях массового поселения единоверцев узнал только по приезде. Как и многих других, его привлекали в Находке житейские перспективы. А ожидание ковчега для него - чуть ли не выдумки атеистов.

- Здесь ранее были пересыльные лагеря с казармами, где содержались пленные японцы, поэтому как только они освободились, появилось много свободного жилья. Любой мог поселиться. К тому же здесь было очень много работы - а людей не хватало. Этим и привлекал город.

Михаил говорит о сегодняшней свободе пятидесятников, благосклонности властей. Но спокойно, как-то смиренно вспоминает и прошлые годы - годы гонений на любую религию, а уж тем более на их конфессию - самую многочисленную и необузданную тогда в Находке (по данным 1985 года, в городе проживало 60-80 православных, пятидесятников - 600). “Мы всегда молились за гонителей наших”, - приходится слышать типичный ответ христианина. Его поддерживает и седой, с искренним лицом верующего брат Ваня.

Судя по всему, местные власти и общественное мнение были настроены крайне против новоявленных пророков. Вплоть до начала 90-х годов религиозную жизнь страны контролировало постановление 1929 года “О религиозных объединениях”. В нем церквям запрещалось все, кроме удовлетворения религиозных потребностей. Более того, XIV Всероссийский съезд советов пошел еще дальше. На поправку статьи 4 Конституции РСФСР. Вместо “свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды” отныне статья гарантировала “свободу религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды”. В таких узких рамках действовать было тяжело. Особенно космополитичным конфессиям, живущих своей автономной от государства жизнью. Пятидесятники стали приводить на службы собственных детей. Не обращая внимания на жесткую статью Уголовного кодекса “О нарушении законов об отделении церкви от государства и школы от церкви”. Или не ведая о ней.

Рассказывает брат Михаил:

- Обвиняли в том, что мы детей приносили в жертву. Как-то раз пустили слух, что наши на Американском перевале провели обряд жертвоприношения ребенка. Многих после этого поувольняли с работы, Бобрыкина и некоторых других посадили - дали по пять лет. Отдельные чиновники вдобавок говорили: “Пострелять всех баптистов надо!” А дети-то у нас были воспитаны получше светских.

Но сыновья Михаила не пошли по стопам родителя - в эту церковь насильно никого не зовут.

ПЕРЕСТРОЙКУ ВСТРЕЧАЛИ “ЭКСТРЕМИСТАМИ”

Пятидесятники стойко отбивались от нападок властей, общественных надсмотрщиков и дружинников. Новый этап их непростых отношений с исполкомом и правоохраной приходится на 80-е годы, несмотря на то, что значительная часть прежних лидеров эмигрировала за границу. А тут еще из узбекского Ахангарана в приморскую Чугуевку приехала еще одна группа пятидесятников. Как и находкинские, чугуевские “начали свою противозаконную деятельность без регистрации в установленном законом порядке”.

Для пятидесятников начался очередной “конец света”. Готовились типовые предписания, протоколы и описи. Были утверждены “Мероприятия по упорядочению сети религиозных объединений, прекращению деятельности религиозных экстремистов и усилению воспитательной работы с верующими в г. Находке 1984-1985 г.”. Комиссию возглавил тогдашний заместитель председателя горисполкома Виктор Гнездилов - нынешний мэр Находки. Кроме прочего планировалось “по месту работы сектантских экстремистов провести собрания коллективов рабочих и служащих по осуждению их противозаконной деятельности”. В школах северных микрорайонов проводились атеистические чтения. Прокуратура проверила верующих в автобусном предприятии и на швейной фабрике. Введен дополнительный прейскурант и тариф на электроэнергию для учреждений религиозного культа. Сложностью религиозной ситуации в Находке тогда обеспокоились и краевые власти.

До сих пор местные пятидесятники так и не зарегистрировали свою миссию.

ПОСТ В ЧЕСТЬ ЭМИГРАЦИИ

В середине 80-х годов пятидесятники разделились на несколько самостоятельных групп. Одни к властям относились лояльно, другие требовали немедленного выезда из СССР. Семьи Перчаткина и Истомина за год до перестройки добивались выхода из советского гражданства, трижды объявляли голодовку протеста.

Исход в Находку, все религиозные декорации, связанные с этим, - не более чем возможность выехать из страны. Версия очень весомая. Тем более что в 1985-м как гром среди ясного неба в прессе появились заметки находкинского проповедника Бориса Зудермана - как раз об этом. Сложно теперь сказать, что же тогда двигало этого пятидесятника на “здоровую критику”: желание избавить общину от грехов или же заказ, скажем, КГБ.

Вот что писал Зудерман:

ОБ ЭМИГРАЦИИ

...В 50-е годы все срочно приехали в Находку, рассчитывая на “выход”, и, прождав безрезультатно 25 лет, стали роптать. Плотников Иван - пятидесятники Находки отлично его знают - поступил просто: открыл Библию и зачитал из нее о том, что израильский народ был в плену 70 лет, убеждал единоверцев, что и им надо ждать не менее. Попробуйте доказать, что пророчество ложное. Не хватит жизни!

Сын Ивана Плотникова, Николай, выехал в США из Находки, но он не верит в те пророчества, в которые верит его отец. А отец его считает, что над его сыном сбылось “пророчество”, и ждет теперь только своей очереди. Настроен на одно - выезд.

О ПРОРОЧЕСТВАХ

...Здесь все сказанное руководителями, пророками - истинно! Ведь они - ставленники Божии. Даже тогда, когда в чьем-либо утверждении заложена явная бессмыслица, то и тогда рядовой верующий, как правило, не сомневается в ее истинности, думая: “А вдруг это от бога?”

Написал Борис Зудерман и о скандальных обрядах крещения святым духом, в ходе которого верующий должен был заговорить на непонятном языке.

Якобы в 1974 году одному парню, Анатолию Седому, связали ремнем ноги, поставили на колени, а десятки братьев, взяв его за руки, под крик “прокаженного” лепетали об изгнании беса. Другую подозреваемую экзорцисты просто душили. Итог - женщина несколько десятилетий провела в психушке.

Я пытался выяснить дальнейшую судьбу автора откровений. Старцы считают Зудермана “лжебратом”: “Он хотел быть хорошим и для нас, и для властей”. После неудачной жизни в США он переехал в Германию. Как говорится - не зарекайся...

АПОКАЛИПСИС БЕЗ ДАТЫ

В 80-х их деятельность власти назвали экстремистской, это примерно соответствует сегодняшнему понятию религиозной “тоталитарности”. Но история находкинских пятидесятников - это, скорее, особый случай. В нем чудным образом переплетены человеческие желания прожить жизнь свободно и достойно, лихие интриги вожаков-проповедников и библейский орнамент, который может объяснить и растолковать в этом мире все что угодно.

Сегодня у них все есть: молитвенный дом, подаренный указом Ельцина, вымученная свобода вероисповедания, возможность спокойно уехать за границу - достаточно только захотеть. Второе пришествие и конец света сегодняшние лидеры находкинских пятидесятников не прогнозируют на конкретные место, день и час. Считают, что симптомы апокалипсиса и так налицо. Деградация общества и распущенность нравов тому яркий пример.