Самый светский художник
К его личности и творчеству проявляют интерес в Японии, Германии, Франции, Италии, Англии. Его работы украшают картинные галереи мира и частные коллекции. Его творческое амплуа представлено весьма широко: иконопись, кубизм, символизм, психологический портрет. Плодотворная деятельность художника отмечена золотой медалью Американской академии наук и искусств
Российское дворянское общество пожаловало ему сначала титул графа, а двумя годами позже - титул князя. В октябре 1996 года его именем названа открытая американскими учеными звезда в созвездии Андромеды. Он потрясающе известен и популярен. Попросту говоря, Никас Сафронов самый светский художник. Мне довелось познакомиться с Никасом в дни Московского кинофестиваля. В назначенный час я посетила его мастерскую на Тверской.
- В “Маленьком принце” Антуан де Сент-Экзюпери описывает, как в детстве нарисовал слона, которого проглотил удав. Но взрослые приняли эту картину за нарисованную шляпу, и тогда маленький Антуан понял, что никогда не станет художником. С чего началось ваше увлечение рисованием?
- Похоже, вопрос вы заготовили заранее... Меня вообще умиляет, когда какой-нибудь искусствовед, знакомя посетителей картинной галереи с творением мастера конца ХVII столетия, говорит: “Этой картиной художник хотел сказать нам...” Вот и относительно Экзюпери, скажу вам, что это была игра для детей, вымысел, и не стоит принимать его за факт биографии. Ну а ваш вопрос можно обозначить как тему - “С чего начинается Родина?”...
В раннем детстве Никас мечтал стать поваром, но дальше интереса к потреблению вкусной и здоровой пищи дело не пошло. Начитавшись книг о захватывающих похождениях пиратов, так увлекся этой идеей, что взял да и поступил в мореходное училище. Через год понял, что его пиратской карьере не суждено сбыться, бросил мореходку, Одессу-маму и прямиком рванул в Ростов-папашу, где неожиданно для самого себя поступил в художественное училище.
Впрочем, все неожиданности в нашей жизни закономерны. Когда-то в одиннадцатилетнем возрасте Никас был покорен репродукциями фресок Микеланджело. Под впечатлением увиденного нарисовал мелками на двери своего дома распятие. К этому образу так или иначе он теперь возвращается всю жизнь...
Пространство небольшой мастерской заполнено картинами. Лики, лица, библейские сюжеты, фантастические пейзажи...
- Никас, вы готовы каждой своей картине дать название?
- Это, пожалуй, самое предсложное. Ведь когда пишешь картину, в процессе название меняется много раз. И это свойственно любому творчеству.
- Можно устать от собственного творения?
- Такое случается довольно часто, когда вновь возвращаешься к мучительной теме. Пикассо не разрешал фотографировать его в процессе работы, не пускал посторонних в свое таинство между холстом, богом и им, художником. И если кино - это умение открыться, то живопись - это умение сокрыть тайны. Тогда энергетика, аура картины обретает самостоятельную жизнь. Всякое вторжение в процесс способно нарушить эту гармонию.
- А в жизни вашей все устроено достаточно гармонично?
- Я не испытываю дискомфорта при любом стечении обстоятельств.
Разговор сам собой плавно перешел на подробности “стечения обстоятельств”. Никас был дважды женат. Первый брак с француженкой был романтичен, но недолог. Вторая жена - Франческа - была итальянкой. Познакомились они в Англии на показе русских картин ХIХ-ХХ вв.
- Я смотрел на картину Бориса Мусатова, и как будто оттуда вышла женщина с зелеными глазами. Франческа, к счастью, оказалась русскоговорящей итальянкой, ведь я не владею иностранными языками.
- Что и “английским со словарем” не владеете?
- Никаким. Немножко итальянским и то потому, что в Италии у меня остался сын Степан и я общаюсь с ним.
- Какой вопрос вы считаете самым назойливым, разрушающим гармонию общения?
- Меня буквально донимают вопросом о моей национальной принадлежности: то ли имя смущает, то ли внешность. Когда я бываю в Америке, у меня интересуются, не мексиканец ли я. Кто-то слышит в моем имени греческие мотивы, хотя они вполне прибалтийские. В России часто интересуются: течет ли во мне восточная кровь? Людям ближе то, что они знают наверняка.
- Как же применить эту теорию к вере в бога, где никто ничего не знает наверняка?
- Это тот самый случай, напоминающий мне разговор по мобильному телефону. Мы, не вникая в технические подробности этого достижения ума человеческого, можем говорить с миром, не будучи связанными никакими проводами. Вера - это тоже достижение ума человеческого, связующее людей, не обременяющих себя подтверждением существования бога.
- Так мы о вере или о техническом прогрессе говорим?
- Мы говорим о потустороннем, о мистическом...
Я не берусь утверждать, что потустороннее, мистическое лежит в основе творчества Никаса Сафронова, но работы художника наводят на эту мысль.
- Что может воодушевить вас?
- Со временем сложилось такое ощущение, что в голове у меня некий шкаф со множеством полок, где подолгу хранятся впечатления, портреты, пейзажи. Эти ненарисованные эскизы часто становятся поводом к новой работе.
- В доме ваших родителей есть ваши картины?
- У меня остался только папа, ему 89 лет, он живет в деревне, где я купил ему дом. Так что это не тот “родительский дом”, о котором идет речь, но тем не менее в нем множество моих работ, в том числе чего-то незавершенного, сложенного штабелями.
- Вообще вы легко расстаетесь со своими картинами?
- Мне небезразлично, в какие руки они попадают. Многие работы находятся за границей, в престижных картинных галереях.
- Уж не в Лувре ли?
- При жизни этой чести удостоился только Тулуз-Лотрек, не Дега, не Мане...
- Вы часто дарите свои картины?
- Не знаю, насколько часто, но людей, одаренных моими работами, много: это Стивен Сигал, Дайана Росс, Джек Николсон в Америке, Элтон Джон в Англии, Бельмондо во Франции, Софи Лорен в Италии... Что, всех перечислять?
- В вашей мастерской я успела рассмотреть впечатляющий “иконостас” из фотографий, где вы с такими звездами...
- В моем понятии не так важно подарить картину звезде. Поверьте, есть люди, которых я очень люблю, независимо от их звездности. Это может быть просто красивая женщина. Это может быть покорившая меня Монтсеррат Кабалье... Кстати, вы знаете, что английская королева вообще не принимает подарки? А Билл Клинтон не имеет права принять подарок дороже $22.
- Вы дорогой художник?
- Я себя таковым не считаю. Есть между тем варианты перепродажи моих картин, но я к этому уже не имею отношения.
От предложенного хозяином мастерской кофе я не отказалась. Мы уютно располагаемся на кухне. На столе красуется бутылка водки “Смирновская” литров этак на пять и скромная бутылочка 0,5 - водка под названием SAFRONOFF с автопортретом художника на этикетке.
- Это что, опытный образец или подарок друзей?
- Эту водку большими партиями выпускают в моем родном городе Ульяновске, почетным гражданином коего являюсь. Там же имеется и пиво “Никас”.
- Судя по всему, вы поддерживаете связь с родным городом?
- Читаю лекции в университете, веду мастер-класс... В ближайшее время намерен построить в Ульяновске музей сюрреализма.
Взаимные симпатии Никаса и жителей Ульяновска вполне объяснимы. Но несколько неожиданным для меня оказалось то, что Никас частый и желанный гость в Азербайджане, где он связан дружескими узами с президентом страны Гейдаром Алиевым. Передо мной возникла стопка бакинских газет: приезды столичного художника освещены исключительно на первых полосах.
- То, что вы объехали полмира, участвуя в престижных выставках, - это общеизвестно. Часто ли балуете провинцию своим творчеством?
- Я отношусь к провинции с большой симпатией. Знаете, столица любой страны это отдельное государство. Характер нации определяет именно провинция. Меня привлекает идея показать свои работы во Владивостоке, где я надеюсь встретить и единомышленников, и почитателей. Вообще ваш город мне близок хотя бы тем, что расположен рядом с Сахалином. Именно там познакомились и поженились мои родители. Папа там служил, мама попала в те края как дочь репрессированного... Ну а море, рядом с которым вы живете, - это же особый мир.
О точных сроках выставки работ Никаса Сафронова во Владивостоке говорить пока рано, но буквально через несколько дней после нашей беседы в картинных галереях и выставочных залах нашего города с целью подбора подходящего помещения побывал представитель художника. Стало быть, у нас есть шанс открыть для себя фантастический мир Никаса Сафронова.