НЕ ЖАЛОСТЬ НУЖНА, А ПОМОЩЬ
Получить образование и найти хорошую работу - цель многих молодых людей. Если ты здоров, все зависит только от целеустремленности и работоспособности. А каково инвалиду? Особенно если это инвалид-спинальник.
До недавнего времени последним образовательным учреждением для таких ребят была спецшкола. Но год назад во владивостокском профессиональном училище № 1 решили организовать экспериментальную группу. В течение 10 месяцев ребят обучали профессии изготовителя художественных изделий. Работа была организована в соответствии с губернаторской программой социальной поддержки малообеспеченных групп населения и льготных категорий граждан. У учеников в возрасте от 17 до 22 лет за спиной были спецшкола или интернат для детей с церебральным параличом, некоторые несколько лет после окончания учебного заведения сидели дома. “в этой группе все ребята были из Владивостока, - говорит директор училища Анатолий Кельдюшев, - ведь кое-кому добираться в мастерские должны помогать родители. Но если и из края приедет талантливый подросток, мы постараемся предоставить ему место в общежитии”.
Конечно, организация учебы инвалидов - дело непростое, и деньги нужны немалые. Но в помощи не отказывает администрация края, да и определенные доходы от собственной производственной деятельности есть. Кроме того, немного подучившись, ребята сами стали участвовать в выставках-продажах. Все это позволило организовать ежедневные обеды и даже выплачивать ребятам стипендию.
Первый набор в группу стал своеобразным оселком - получится или нет? Взяли всех, кто успел подать заявление, хотя некоторые даже рисовать не умели. “Ребята оказались очень старательными, - отметил мастер производственного обучения Владимир Скворцов. - Трудности, конечно, возникали, но лишь психологического характера. А вот если бы группа была больше, человек в 20, было бы сложнее - к таким ученикам нужен индивидуальный подход”.
И сами ребята, и их родители были безмерно рады возможности учиться. “Для наших детей важен еще и момент общения, не только получение профессии, - сказала Елена Рыжая, мама одного из учеников. - По праздничным дням мы устраивали чаепития в буфете, на День инвалида руководство училища преподнесло всем ребятам подарки. Все это очень сближало наших детей, помогало им обрести себя. На выпускных экзаменах некоторые даже расплакались, просили продлить учебу еще на год”.
Однако остается еще один больной вопрос - как инвалиду реализовать свои знания и умения после окончания училища? Можно, конечно, заняться индивидуальной трудовой деятельностью, но для этого необходимо организовать рабочее место, добывать материал, искать покупателей. “Было бы неплохо собрать выпусников вместе, - мечтают родители, - чтобы они под чьим-то руководством занимались любимым делом. Даже если оплата их труда будет минимальной. В данной ситуации деньги - не самое главное”.
В ВПУ № 1 база для подготовки специалистов-инвалидов только формируется. В этом году предполагается добавить несколько специальностей, набрать для обучения и девчонок. А вот в Приморском краевом обществе инвалидов над выявлением талантов работают давно. Ведь кто-то задолго до болезни слыл отличным мастером, а у кого-то именно несчастье раскрыло творческие способности. Поэтому проводятся даже творческие фестивали. У отличившихся на местах есть возможность попасть на краевой фестиваль во Владивосток. В Приморье, к примеру, восемь хоров инвалидов. В прошлом году первое место занял коллектив из Находки и в награду получил баян. Изобразительным же искусством охотнее занимаются дети. Будь финансовые возможности, их можно было бы отправить в специализированный институт искусств в Москву. Могли бы помочь и частные предприниматели - ребята-инвалиды способны делать удивительно красивые вещи.
Мы, здоровые, должны больше думать о тех, кто слабее. В нынешней жизни им особенно трудно, и они нуждаются в нашей поддержке.