Учителя на селе осваивают вахтовый метод, а родители все глубже залезают в свой карман

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

- В целом по району школы уже готовы, с помощью родителей, спонсоров и учеников еще в июне были отремонтированы все учебные кабинеты, - говорит корреспонденту “В” заведующая отделом народного образования администрации Пожарского района Валентина Иссакова. - Тревогу вызывают две сельские школы, но, думаю, и там проблемы благополучно решим. Пытаемся, и небезуспешно, обновить мебель.

Уже лет 10 школы района не получали наглядных пособий, в некоторых нет демонстрационных циркулей, транспортиров, линеек. Есть адреса, где пособия можно купить, но нет денег. Особенно отчаявшиеся директора школ пытаются и эту проблему решить за счет спонсорских и родительских взносов. Относительно проще с учебниками. Бесплатных, которые оседают в школьных библиотеках, мало, поэтому стараются обеспечить такими учебниками только малообеспеченных детей. Остальных, а их все-таки в районе большинство, снова взяли на собственный кошт родители - государство с программой обеспечения школ бесплатными учебниками не справляется. К счатью, учебников много и даже в нескольких вариантах - были б деньги, и стоят они от 12 до 52 рублей.

Сложнее с учительскими кадрами. Преподаватели стареют, “стажисты”, как говорят в школах, еще держатся - за счет доплат по выработанному стажу или сверхнормированных учебных часов. Молодежь, начинающая с нуля, не желает работать за 250-300 рублей в месяц.

- Этот уровень зарплаты более чем в два раза ниже прожиточного среднекраевого, - удручен заместитель главы администрации района Виктор Галицкий. - Поэтому молодежь после института чаще ищет работу вне школы. Точно знаю, что три молодых математика из учительских семей Лучегорска, получив дипломы, ушли в другие структуры. Толковые математики-компьютерщики везде нужны и хорошо оплачиваются.

В этом году в район прибыли только три дипломированных учителя. Один из них “англичанин”, который учился по договору с районной администрацией и теперь не менее трех лет должен отработать в школе. Двое - учителя физкультуры из Спасского педучилища: на днях у них будет свадьба, и они оба, естественно, останутся в Лучегорске, поскольку в любом селе два учителя физкультуры одновременно не нужны. По-прежнему не хватает учителей английского языка, биологии, математики, физики. Особенно в отдаленных селах Красный Яр и Игнатьевка. В Красном Яре, например, в прошлом учебном году учителя по всем дефицитным специальностям работали “вахтовым” методом, приезжая в село из райцентра на неделю-другую. И в самом Лучегорске уходят из школ учителя: из средней школы № 4 ушла математик, уезжает физик. И оба - молодые. Можно бы привлечь опытные кадры из других районов и даже краев-областей, но все упирается в отсутствие квартир.

А между тем в школах района уж который год подряд неуклонно растет интерес школьников к знаниям и последующему обучению в вузах. Даже несмотря на особенно жесткий контроль, в этом году через мелкое сито проверяющих инспекторов в районе и крае смогли прорваться к серебряным медалям восемь выпускников. Первого сентября в районе сядут за парты почти 7 тысяч школьников, и подавляющее большинство из них, особенно старшеклассники, уже требуют получения полноценного школьного образования. Большинство ребят связывают свое будущее благополучие именно с получением высшего образования. А медаль, золотая или серебряная, по традиции, утвержденной приморским губернатором, облегчает путь к этой заветной цели выпускнику практически из любых социальных слоев населения. Это заставляет администраторов “крутиться” и искать в нашей экономической расхлябанности всякие лазейки для более полного удовлетворения такой потребности. И одна из них, уже давно и нещадно эксплуатируемая, - все та же опора на самих родителей и спонсоров из производственных и коммерческих структур...