А чум родной им только снится

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Уже в те времена, когда Русь еще даже не крестилась, тунгусские племена бурлили на территории нынешнего Приморья, образуя своеобразные государства. Бохай и чжурчжэни расцветали и распадались на мелкие осколки. Новые государства - новые осколки...

Сегодняшняя перепись населения говорит: вот эти 1012 человек, что оседло живут в Приморском крае, и есть потомки тех самых тунгусских племен. 736 удэгейцев, 241 нанаец, эвенки, ненцы, орочи... Правда, приходится сомневаться, что эти цифры верные. Кто-то продолжает жить отшельником (кочует), кто-то разбавил свою кровь русской или иной. А еще говорят, что в свое время под именем удэге скрылось немало китайцев. При Сталине еще.

Кстати, через год после его смерти, когда идеи отца народов еще витали в воздухе, решили: надо этих кочевников собрать по всему Бикину под одну крышу. Пусть себе живут счастливо и размножаются в избах на русский лад. Так ровно 45 лет назад было положено начало селу Красный Яр.

Хорошо им сегодня, сменившим чумы на избы? Изменились они? А если да, к лучшему ли?

Белке в глаз - это не про нас

Как только приехал в Яр, заметил: из пятерых пацанов и девчонок, удивших рыбу в Бикине, двое в очках. Не многовато ли для детей тайги, спрашиваю. Отвечают, очки есть только у тех, кто в город ездит, а вообще надо бы больше...

О здоровье позже, а пока о цели поездки в столь дальнее поселение Пожарского района. Время от времени в селах крестьяне собираются на сходы, чтобы обсудить свои проблемы. А поскольку у коренных малочисленных народностей Севера проблемы своеобразные, и наше государство по-прежнему опекает их, как детей малых, приехали на сход гости - председатель комитета по делам национальностей и взаимодействию с религиозными объединениями краевой администрации Зинаида Заика и консультант этого отдела Галина Варенцова, два заместителя главы администрации Пожарского района: первый - Николай Кирий и Виктор Галицкий. Была заведующая терапевтическим отделением краевой поликлиники Наталья Павликова, ну и конечно, журналисты газет, радио и телевидения приехали.

Справка “В”. Основные предприятия на селе - АО “Национальное охотничье хозяйство Бикин” и АО “Лучегорсклес”. Продолжаются резкое ухудшение и спад производственной деятельности, сокращение численности работающих. Усугубляют положение неблагоприятная экологическая обстановка, неразумные рубки леса, браконьерство. Сокращается количество зверя и рыбы в районе традиционного промысла. В 1998 г. произведено продукции: “НОХ Бикин” - 0,43 млн. рублей, АО “Лучегорсклес” - 14,4 млн. рублей; финансовый результат - убытки соответственно 0,16 и 1,2 млн. рублей.

Казалось, основным должен быть вопрос об экономике, ведь от ее успехов зависит благополучие. Это же рабочие места, наконец. Но краснояровцы задавали приезжим вопросы на бытовые темы. Почему? Два-три собеседника на эту тему отвечали примерно одинаково: разве на предприятии заработаешь столько, чтобы прокормить семью? Закрывай глаза на это или нет, картина одна - таежный человек от тайги все равно свое возьмет. И мясо, и рыбу, и дикоросы... И не надо это называть браконьерством, надо просто принять два закона, очень нужных в подобных местах: о статусе коренных народов и о землепользовании. О законах, впрочем, сказано не анонимно. Об этом говорит проработавшая более 25 лет с аборигенами Сахалина и Приморья Зинаида Заика и руководители района.

Руководитель “Бикина” Владимир Шкирко, который и статью, и умом, кажется, создан для того, чтобы поднять из грязи (в буквальном смысле слова, после дождей здесь все плавало) охотничье хозяйство. Но без разумных экономических законов и ему трудно. Государство ценами и налогами едва ли не загубило эту когда-то нужную и процветающую отрасль. А хитрому скупщику пушнины, пантов, женьшеня того и надо... И еще, недавно в 50 километрах от села пролегла новая автомагистраль Находка - Чита. Приблизила она, однако, не Владивосток, а Хабаровск. Туда путь в два раза короче, а главное - дорога лучше. И становится помаленьку Владивосток для двух-трех северных районов края тем же, что Москва для Приморья - город дальний и ненашенский. Так что таежным богатствам, добытым часто путем неправедным, - прямой путь на север от южного Приморья.

Справка “В”. Охотничьи угодья “НОХ Бикин” составляют 1,35 млн. гектаров. Заготовительным организациям в 1998 году сдано шкурок соболя - 312, норки - 108, белки - 538, колонка - 65. Поголовье копытных животных и пушных зверей в минувшую зиму было таковым: изюбр - 4037, кабан - 2097, косуля - 3571, лось - 2754, кабарга - 4212, соболь - 5306, норка - 314, колонок - 2199, белка - 2906. На этой же территории обитали 35 тигров, 297 бурых медведей, 324 белогрудых, 4 волка, 257 рысей. Есть тут и птица разная - рябчик, дикуша, глухарь, утка.

Некоторые называют это изобилием. А может, это просто хорошая база для развития цивилизованного охотничьего промысла в рамках уже упомянутого, но не принятого пока закона. А иначе - браконьерство!

Хорошо горит ясень!

Удивительный факт: едучи по тряской дороге на автомобиле со скоростью 60-70 км в час, удэгеец-охотник успевает замечать грибы на обочине. Русским этого не дано. Вот он, природный талант, взращенный веками! Ну как такого человека на пилораму устроишь работать?

Разговорился с 50-летним Владимиром Суляндзигой. Какие у вас огороды цветущие, замечаю ему, стараетесь? Он мне в ответ: забери эти 10 соток себе... И в этом наше различие. Русскому в удовольствие услышать хруст свежей морковки на зубах или огурца. Удэгейцу эта пища генетически чужда. Вот он копченую изюбрятину нахваливал, а у меня от нее живот разболелся. Так кто из нас пойдет в огород копаться, а кто в тайгу стрелять? Я в чум хочу, говорит он, как раньше было здорово - насобирал в лесу валежника, костер развел в чуме - тепло. А сейчас мы на сходе начальство упрекаем, что дрова такие дорогие - 80 рублей за кубометр. 100 кубов в год надо на большой дом, зимы-то у нас какие! И опять получается, безденежье толкает человека на воровство. А топят они печи, надо сказать, ясенем. И не жалко, спрашиваю? В ответ удивленные глаза... А чем еще, жар-то от него какой!

Интересный вопрос: как привить аборигенам чувство жалости к тайге, в которой они живут? Здешние же, краснояровцы рассказывали, как односельчане буквально выгребают женьшень из земли - не каждый заветные места знает, но каждый норовит искать. А еще бывает, убил крупного изюбря, ногу отрубил и тащит домой. Больше не унести. Остальное лесное зверье растащит. Или вот уже прямо в селе пример. Все приезжие обратили внимание на фундамент большого здания. Что-то надумали строить? Нет, оказывается. Тут уже был построен клуб, оставалась только отделка. Но, говорят, первое бревно утащил прежний глава поселка, остальное кто? Ответа нет...

Удэгейцы в советские времена жили при коммунизме - это расхожее мнение. Советская власть их настолько опекала, что, кажется, утратилось чувство хозяина. А иждивенчество, наоборот, крепло. Далеко ходить не надо, еще в прошлом году на краснояровскую душу из бюджета уходило денег в 2,5 раза больше, чем в среднем по району. Об этом говорил зам. главы районной администрации Виктор Галицкий. В нынешнем году цифра снизится до 1,9 раза, и тенденция будет продолжена. Но все равно худо-бедно государство аборигенов поддерживает. Вот постановление губернатора от 21 января прошлого года: каждой семье по 100 кубометров леса на душу для строительства нового дома раз в 25 лет и по 50 кубометров на человека для капитального ремонта раз в 10 лет. По линии Госкомсевера обещают неплохие деньги на капитальное строительство и текущие расходы (правда, обещанное не дают сполна).

А что же спонсоры? Есть и они. Ищет их местный - Павел Суляндзига. Он в последние годы чаще бывает во Владивостоке, Москве и даже в Дании, чем у себя дома, за что и подкалывают его земляки. Но тем не менее снова избирают его председателем ассоциации малочисленных коренных народностей Севера. Он даже стал координатором датско-гренландского проекта содействия малым народам. Но и он хочет развеять благодушие своих земляков: зарубежные спонсоры никогда не дадут денег под обещание, что мы сделаем то-то и то-то. Начните работать, говорит он, и тогда появятся деньги. Хорошая задумка - создать в селе этноцентр, но давайте сначала отремонтируем под него старое здание детсада, начнем собирать экспонаты, сами мастерить их в духе народного творчества... Но разленились. Вот в Москву надо было двух человек из края отправить на фестиваль национальных культур - не нашли.

Как здоровье, удэге?

Образ жизни и здоровье связаны тесно. Это азбука. Говорят, что если левшу от рождения переделывать на правшу, человек получает психическую травму. Тут не руку, целую народность решили переделать “под правую руку”.

Почему те малыши на рыбалке в очках? Да потому, что в школу их отправляют по городскому с утра, уроки они выполняют и по вечерам, а вот электрического света в Красном Яре по-деревенски не бывает неделями. Дико, но и сегодня иногда зажигают в доме лучину.

Интересный человек, врач-психоаналитик Ирина Дункай (русская, вышедшая замуж за удэгейца. Семейные союзы - это отдельная тема, к которой мы еще вернемся), так вот она говорит: все в психике этих людей приспособлено к световому дню. Они и спят по другим параметрам. Вот 17-летняя Олеся - умница, какие сочинения пишет! Развить бы ее талант, но для этого надо смириться с тем, что она “ленива” - спит до 12 дня. А кто с этим будет считаться в медицинском училище, куда она едет поступать?

Все мы по литературе знаем, что потомки тунгусских племен были неустойчивы к “огненной воде”. Генетика их такова, что алкоголь им лучше бы не показывать. Однако как ни странно, во всем крае на наркологическом учете состоит лишь четыре аборигена - в Ольгинском районе. Причина, видимо, в том, что мы не можем содержать здесь штатных наркологов, есть только “совместители”.

Справка “В”. Больница в Красном Яре на 10 коек, прием ведется по терапии, педиатрии, стоматологии. Основное лечение и госпитализация в лучегорской центральной районной больнице. Два раза в год отсюда в село приезжают хирург, лор-врач, окулист, гинеколог, дерматовенеролог. Регулярно приезжают медицинские бригады от департамента здравоохранения края, бригада флюорографического обследования с передвижной установкой от крайтубдиспансера. Диспансер осенью прошлого года выделил местной больнице большую партию лекарств, департамент здравоохранения - антибиотики на 18 160 рублей.

В селе есть дом-интернат для престарелых, в котором содержатся 11 человек, лишь двое из них из Красного Яра.

На исследовании заболеваний коренных народностей защищены кандидатские диссертации. Но, к сожалению, наука скорее фиксирует, чем объясняет, почему у этих людей, живущих в животворящей тайге, на первом месте заболевания органов дыхания. Говорят, потому что пьют, за собой не следят. Может, и так, но почему заболевания этой группы едва ли не полностью захватили детей?

Даже если мы и получим ответы сегодня, мало что изменим. Медицина и сама больна. И все же ответ знать надо, потому что есть такое дешевое средство, как профилактика. И тут мне снова хочется напомнить слова, сказанные на сходе: надо учиться, надо пользоваться возможностями, которые дает государство малочисленным народностям. Растите своих педагогов, растите своих врачей. Ведь и сами краснояровцы отмечали, живем мы лучше, чем в подобном селе в Хабаровском крае, потому что у нас больше образованных людей.

Вы талантливы, любите себя!

Нынче главой поселка стала Светлана Александровна Уза. Это несколько странное имя никак не отражает ее национальные корни. Ее родители - татарка и китаец. Но это к слову. А главное - в молодости она занимала призовые места на краевых соревнованиях по шахматам. Успешно руководила охотничьим хозяйством... Дядя Павла Суляндзиги был кандидатом в мастера спорта по шахматам. Владимир Суляндзига гордится, что успешно выступал на краевых олимпиадах по математике. А сколько выходцев из этого села получили высшее образование!

Народ талантлив - это бесспорно. Но и ленив, тут же уточняют наши собеседники. Может быть. Но мы-то, листавшие когда-то педагогическую литературу, понимаем, что ленив человек бывает тогда, когда его талант невостребован. Когда его заставляют заниматься не своим делом. “Хочу в чум!” - это фраза Владимира стала для меня ключевой.

Что сделать, чтобы эти люди вновь почувствовали себя в своей стихии? Создать здесь национальный парк, развивать туризм, а их сделать проводниками в тайге? Может быть - был ответ. Нельзя говорить наверняка, когда нет средств. Вот и в соседнем Красноармейском районе замахнулись было на осуществление подобной идеи, да испугались собственной смелости. Под силу ли это одному району, может, требуется объединение сил?

Пройдя все село насквозь, вы не увидите ни одного некрасивого детского лица, ни одного глупого. Говорят, почти все они метисы, от смешанных браков. А это на пользу генетике. Я спросил одного из Дункаев: в чем видите вы цель своего народа, ведь уже со всех сторон зажаты обстоятельствами, которые против вас? В том, чтобы улучшать русскую нацию, сказал он с широкой улыбкой. Много же вам работы предстоит, замечаю ему в тон, русских-то больше. А мы работы не боимся...

В этой шутке немалая доля истины. Кому удастся сохранить в стерильной чистоте столь малую народность? А вот сохранить людей достойных, способных передать своим детям и внукам таланты, которые несомненно есть в этой глухой тайге, задача посильная. И надо только приветствовать всякого, кто вносит в это свою лепту.

P.S. Справочный материал подготовлен сотрудниками комитета по делам национальностей администрации края и администрации Пожарского района, за что редакция приносит им свою благодарность.