Джереми Айронс, интеллектуальный любовник

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Весь июнь по каналу НТВ показывали сериал “Возвращение в Брайдсхед”, и при всей моей нелюбови к телевизионному “мылу” я старался не пропустить ни одной серии. На то были две причины. Во-первых, сериал всколыхнул ностальгические воспоминания о беззаботной юности, когда наша тесная компания, живя в одной квартире, взахлеб зачитывалась одноименным романом Ивлина Во. А во-вторых, эта экранизация подарила радость новой встречи с любимым актером. Ну кто еще, как не Джереми Айронс, может так убедительно смотреться в белом костюме на фоне старинного родового замка! Только он - истинный англичанин с безупречными светскими манерами, мягкой улыбкой и беззащитным взглядом серых глаз, в котором одновременно угадываются порода, интеллект, застенчивость и порочная страсть. Если рассматривать Брайдсхед, где нежная мужская дружба со временем оборачивается пожаром противоречивых страстей, то наш герой - родом именно из Брайдсхеда.

Джереми Айронс дебютировал в кино сравнительно поздно, придя на съемочную площадку не мальчиком, но мужем. Однако без него уже трудно представить современный мировой кинематограф - он прочно занял в нем свою нишу. А начинал он свою карьеру как ведущий популярной в 70-е годы детской телепередачи Би-би-си “Проиграй!” Так бы, может, и развлекал детишек по субботам, если бы в 1980 году режиссер Герберт Росс не увидел в нем... легендарного русского хореографа Фокина и не пригласил его в свой фильм “Нижинский”. Так Айронс получил свою первую кинороль. Увы, она не принесла ему известности, так же как и участие в фильме польского режиссера Ежи Сколимовского “Левый заработок”. Однако уже в 1981 году пришел первый успех: начинающий актер снялся в романтической мелодраме “Женщина французского лейтенанта” в паре с голливудской звездой Мэрил Стрип (в 1993 году они снова встретятся на съемочной площадке в эпической драме Билли Аугуста “Дом духов” - истории богатого чилийского семейства дона Эстебаны). В 1983 году Джереми Айронс снялся в экранизации романа Марселя Пруста “Любовь Свана”, где попадал в объятия не только к обольстительной Орнелле Мутти, но и к не менее сексапильному Алену Делону, сыгравшему здесь барона-гомосексуалиста Шарлюса. И снова в кадре доминировали изящество светских манер, блеск парижских салонов и нарядов.

Джереми Айронс мог бы и дальше эксплуатировать удачно найденное амплуа английского романтического любовника, если бы не встретился на его пути демон-искуситель в лице скандального канадского режиссера Дэвида Кроненберга, певца всех и всяческих кошмарных мутаций, трансформаций и перевоплощений. Он предложил актеру в 1988 году двойную роль в своем эротическом триллере “Намертво связанные” - он должен был сыграть двух братьев-близнецов Биверли и Эллиота, которые проводят рискованные гинекологические эксперименты, поочередно занимаются любовью с актрисой Клер и при этом находятся в интимной зависимости друг от друга. Актера поначалу отпугнули натурализм и дурновкусие этой кровавой фантастической истории, но он все же рискнул. И получил награду Канадской киноакадемии и приз нью-йоркских кинокритиков. Эта работа в корне изменила его кинематографическую карьеру.

Отныне Джереми Айронс становится героем изощренных психоделических драм, испытывающим ненормальные любовные влечения. В упомянутом выше сериале “Возвращение в Брайдсхед” он влюбляется в сокурсника по Оксфорду юного лорда Себастьяна Флайта, а затем женится на его сестре Джулии. В биографическом фильме Стивена Содерберга “Кафка” он играет самого загадочного из писателей, который бродит по ночной Праге в поисках убийцы своего друга и попадает в самое сердце мистического Замка. В мелодраме француза Луи Маля “Ущербная” его герой уводит у собственного сына его молоденькую невесту, обрекая того на гибель. В очередном скандальном опусе все того же Кроненберга “М. Баттерфляй, или Восточная страсть” Айронс играет французского дипломата Галлимара, который влюбляется в примадонну китайской оперы, не подозревая, что он спит со шпионом, да еще... и мужского пола. В недавнем фильме “Лолита” его персонажу снова не везет: взрослый мужчина Гумберт Гумберт становится сексуальным рабом 12-летней нимфетки. Режиссер Эдриан Лайн, рискнувший сделать новую киноверсию знаменитого романа Вл. Набокова, позже признался: “Не знаю, кто еще, кроме Джереми Айронса, мог бы это сыграть”. И то правда - трудно представить в этой роли кого-нибудь другого. Мятущийся, охваченный противоречивыми чувствами европейский любовник-интеллектуал - вот устойчивое кредо актера Джереми Айронса.

И хотя Голливуд всячески стремится сбить с его актерского имиджа всю эту заумь, предлагая ему то роль опереточного злодея в кассовом боевике “Крепкий орешек-3”, то роль благородного мушкетера Арамиса в сегодняшнем костюмном блокбастере “Человек в железной маске”, Айронс не стал ближе к голливудской тусовке. И даже “Оскар”, врученный ему за лучшую мужскую роль 1990 года в скучнейшем фильме “Перемена судьбы”, не помог. Джереми Айронс был и остается маргиналом, страдающим персонажем умного кино. Хотя в личной жизни он женат всего второй раз на актрисе Шинед Кьюсак - и при этом вполне счастлив...