Разводы заключаются в разводах
Существует мнение: если вас в жизни ни разу не кинули - вы еще не видели жизни. Выходит, что жизнь - это когда кидают, разводят, нарушают права? Увы, да. “Ничего, бывает”, - успокаиваем мы самих себя после очередного побора -государственного или со стороны привокзальных лотерейщиков. Хотя этому всему есть вполне конкретные определения - “вымогательство” и “мошенничество”
Поезд азартов человеческих
- Я уже предупредил своих иностранных знакомых, собравшихся ехать путешествовать, чтобы были осторожнее в поезде, - рассказывает о железнодорожных шулерах один проводник. Ведь опытные проводники знают, что скрывается за словом “форма-36” (якобы один из стандартов билета). С такой “льготой” в поезд проникает какой-нибудь уголовник. Негласное правило - пропустить его, даже если мест больше нет. Тот вычисляет богатеньких, часто используя подсказку (то бишь наводку) проводника. Затем вступает в контакт с жертвой, склоняет к игре в карты или разводит без карт.
В поездах дальнего следования обычно многие при деньгах. Они-то и становятся жертвами. А те, кто, попав на крючок, пытается возмущаться, бывают насильно выброшены из вагона. На ходу.
Естественно, что МВД не спит. Существуют специальные ведомственные директивы, где сотрудникам милиции разрешено проводить крупномасштабные операции по поимке поездных мошенников. И даже соглашаться на игру, чтобы буквально за руку ловить шулера...
Хороший тон грязного белья
Если государство тебя обделяет - сделай то же самое. Лозунг актуален как никогда. Обдурить государство в обывательском сознании всегда было чуть ли не хорошим тоном.
Обычно в вагонах остаются пустые места, в оборот берутся граждане, которые садятся на остановках, где нет билетной кассы. Проводник берет деньги на билет. Себе в карман. Но при этом обязательно делится с кондуктором или другими чинами поезда. Можно заработать на своей проводниковской комнате, сдавая ее в аренду желающим уединиться любовным парочкам. Не стыдно заработать даже на белье. Уже использовавшемся до этого. На железнодорожном сленге оно называется “китайкой”. Комплекты чистых простыней и наволочек в рейсе имеют обыкновение заканчиваться, так почему же не поживиться на “китайке”, если белье до плановой стирки официально ничего не стоит?
Таким образом, объектом обмана становится не только контора, государство, в конце концов, но и вы как пассажир, не заметивший подлой подмены.
Катится автобус по проселочной дороге...
Деревни и поселки без билетных касс, да и просто остановки вне населенных пунктов - это “шара” для транспортников, не обремененных большой зарплатой на работе. Поэтому не стоит удивляться, если водитель междугородного автобуса, на который вы сели где-нибудь в Душкино, наказывает вам при появлении контролеров говорить, что сели совсем в другом пункте.
Обо всем догадываются контролеры, конечно, могут вас донимать, просить выдать шофера... Но вы-то уже успели сообразить, что порицать водителя особо не за что. Лично вас он не кинул. А то, что развел своих коллег и опять-таки государство, - их дело. Дело, ставшее обычным уже каким-то. Да и “рыбка” развода слишком мала.
Вокзал
Вот и добрались. А кто-то только собирается в путь. Вокзалы всегда насыщены наглыми лицами людей невнятной общественной роли. Хотя об этой самой роли догадаться несложно - разводчик по жизни. Одни надевают на себя одежды нищих или юродивых, а остальное - дело врожденного актерского мастерства. Иным и без этого достаточно навыков, чтобы подзаработать, чтобы, как говаривал Остап Бендер, люди сами принесли деньги на блюдечке с голубой каемочкой.
- Господа, помогите - двадцати рублей не хватает на билет, - оболтус на вид лет 25-30 влез в междугородный автобус Находка - Владивосток и стал “давить на гниль”. Народ, похоже, вжился в его страдания, и вот уже нужная сумма собрана. Попросил бы больше - тоже получил. Причем сострадающие пассажиры подавали “на билет” даже не бабульке какой и не проповеднице “Во имя Христа” (которых тоже хватает и которым хватает от таких заработков), а здоровому молодому человеку с руками, ногами и головой. Он вышел из “Икаруса” и весело поделился впечатлениями с компанией своих молочных братьев.
Это уже тенденция - отдельные представители “потерянного поколения” не работают, а занимаются мелким и большим хулиганством, а также “благородным” вымогательством - разводом, одним словом. Во времена не столь отдаленные тунеядство каралось соответствующей статьей Уголовного кодекса. Сейчас такой статьи в УК нет.
Рынок
Достаточно только посмотреть на рыночных и вокзальных лотерейщиков Владивостока в разные дни, и вы с удивлением обнаружите, что около главного разыгрывающего постоянно тусуется одна и та же компания. Участники коллективного развода берут минимальной хитростью: держатся, как новички, будто бы впервые играющие в лотерею. Но когда дело доходит до случайного появления милиции, первыми смываются с глаз долой. Даже если вы чувствуете, что ваши успехи в лото неплохи, все равно надо знать, что соперники-заговорщики поживились намного круче. Ведь они действуют целым отрядом.
А вот механизм новой аферы, которая прошла по стране и особенно по Сибири. Чтобы нам, приморцам, заранее застраховаться, необходимо его знать и остерегаться.
Это так называемая беспроигрышная лотерея. Где-нибудь в людном месте, на рынке чаще всего, устанавливается столик с призами, а рядом стоит лотерейщик-зазыватель. Привлекая бабушек, дедушек и просто потенциальных богатеньких буратин, лотерейщик указывает на абсолютную бесплатность подарков.
И вот любитель халявы узнает, что выиграл магнитофон. Мошенник громко поздравляет счастливчика, и вокруг моментально собирается небольшая толпа любопытных. Необходимо знать: это подошли участники “кидалова”, они начинают отвлекать жертву и подыгрывать лотерейщику. Он достает приз, и тут как из-под земли появляется человек якобы тоже выигравший магнитофон (один из участников заговора), на лице его недоумение. Лотерейщик решает разыграть приз через аукцион. Постоянно делаются ставки. Дело доходит до сумм, значительно превышающих цену приза. Выигравший забирает не только приз, но и деньги проигравшего. Обычно получается так, что у мошенника денег все равно больше...
Улица “милых” и “щедрых”
Допустим, вы знаете все эти азартные штучки и, не отвлекаясь, покидаете вокзал. Центр Владивостока - ну кто тут меня может развести? - наивно думаете. В этот момент (на Лазо, на Комсомольской или прямо у здания администрации города) к вам подходит милый и опрятный молодой человек в белой рубашке и выглаженных брюках. Пэндер (коммивояжер, дистрибьютор). Его улыбка и доброжелательность внушают доверие:
- У нашей компании сегодня льготная распродажа - сегодня вы можете бесплатно получить любой приз. - Из его пакета аппетитно выглядывают импортные коробки.
Вы “ведетесь”, и когда заветный калькулятор уже у вас в руках, милый паренек предъявляет: но вы должны оплатить транспортные расходы. Эти самые расходы, как правило, в несколько раз превышают цену самого изделия, обычно не нужного в повседневной жизни. Для набивания цены в своих “офисах” пэндеры приклеивают к потертому уже товару фальшивые наклейки (“Видите, здесь фирменная цена - 25 долларов, а я вам за 5 отдаю!”). Такой чисто рыночный развод держится на психологии общения и полной незаконности.
Магазин под гастроли
Не только на улицах средь бела дня, но и в крупных владивостокских магазинах можно нарваться на деревенского вида молодых людей. Тихо подойдя к вам, одинокому, они могут вполне вежливо поинтересоваться: “Не встретил ли ты здесь группу пацанов?” Возможно, “группа” - это волшебное слово, при котором вы, прежде чем отказать хаму в финансовой поддержке, призадумаетесь о больших неприятностях. Но чаще эта группа деревенских гастролеров действительно имеет место быть: у входа в тот же ГУМ. Для “численной поддержки” и “шухера”.
“Гоп-бригады” из приморской глубинки - довольно-таки частое явление на улицах крупных приморских городов в выходные и праздничные дни. Их план вполне соответствует духу классовой борьбы - надо “развести” зажравшихся горожан. “Подзаработал” - вечером же и смылся на электричке на родину, чтобы не нарваться на милицию или местных гопников. Очень часто такие парни позволяют себе пообщаться с жертвами. Неместных, как правило, отпускают с миром.
Закоулки нехватки денег
Некоторый кодекс чести, говорят, есть и у местных гопников, особенно со Второй Речки. Встречают они вас одного своей толпой и просят 10 процентов (25 и так далее) от той суммы, что у вас имеется в наличии. Это еще хорошо, что в контакте с гопотой вы так легко отделались. Иные разводят без всяких “кодексов”, выбрав любимый предлог: “Нам не хватает на пирожок (пиво, сигареты)”.
Недобрые парни, вернее “пацаны”, так как слово “парень” они не выносят, с золотыми фиксами в зубах, с перстнями на побитых пальцах, подстриженные “под ежик”, в широких штанах, спортивных костюмах и с лицами зверей - ну кто не попадался под их классический развод?
Спросить денег или сигарет для них - это только повод, чтобы замесить вас, испинать ногами и забрать одежду с деньгами. Ведь главное занятие этих микрорайонных стай - пренебрежение общественными правилами, драки и развод одиночек. Спастись можно только вашим умением “залечить” ублюдков, рассказать реальную байку или принять ответные силовые меры - раскидать их всех. Или пойти в милицию?
А там знают, что такие жертвы редко приносят заявления. Боятся. Или все удается решить миром, как это часто бывает на Баляевском рынке: если жертва следует к милиционерам, один из хулиганов догоняет его и нехотя отдает деньги обратно.
А если все же “сдашь” негодяев... В райотделах обычно хулиганы больше трех дней не проводят.
В бизнесе разводят по-крупному
Наивно полагать, что наши приморские бизнесмены и дельцы - все до одного люди честные, а с другой стороны - не подверженные обману. Классические приморские примеры рыночного “кидалова” (со слов сотрудников УВД Приморского края) - когда перед предпринимателем в один прекрасный день появляется странный человек и предлагает ему по льготной цене закупить лес или рыбу. Деньги (и немалые) берутся вперед. Потом мошенник исчезает - и ищи-свищи...
Но в последний год владивостокских бизнесменов и дельцов затронула более крупная разводная махина - весьма необычный тип финансовых пирамид, работающих по принципу “взаимовыгодного вложения капитала”. Во Владивостоке появляются все новые и новые организации, похожие на нашумевшую минувшей зимой “Международную ассоциацию благотворительных организаций”, руководители которой были впоследствии арестованы.
Напомним, что такого рода пирамиды строятся на привлечении людей, которые, дескать, зарабатывают деньги с помощью денег. Вас вербуют по знакомству, просят сделать вступительный взнос, а потом, по мере того, как вы приглашаете других “потенциальных надежных партнеров”, ваши дивиденды прогрессируют.
В отличие от своей предшественницы - МАБО новообразования не только тщательно замаскировались, но и застраховались от потенциальных судебных тяжб. Стало известно, что две новые конторы зарегистрировались в органах юстиции Приморья и их как будто патронирует очень влиятельный буквально до последнего времени чиновник.
Не успели утихнуть страсти по Даниэлю Адьего и компании (дело по-прежнему находится у следователей оперативно-сыскного управления УВД Приморья), как в редакции стали раздаваться тревожные звонки по поводу деятельности свежих “бизнес-клубов”.
- Помогите, моя сестра попала в такую организацию, и я не знаю, как ее оттуда вытащить, ее словно зазомбировали; тамошние дельцы так и сказали ей - главное, приведи кого-нибудь к нам, все остальное (развод на 1900 долларов. У Адьего брали больше - 3000. - Прим. ред.) мы сделаем сами, - такие обращения в нашу редакцию - не редкость.
Один из “бизнес-клубов” собирает своих членов в краевом доме народной культуры несколько раз в неделю. Тусуются там люди такого же вида, что и в МАБО, - “крутики”, “солидняки”, дамы, похожие на распространителей “Гербалайфа”...
“Мошенничество” (159-я статья нового УК) - “гнилая” статья, - считают в оперативно-сыскном управлении уголовного розыска Приморского края. Оказывается, то, что оперативники ловят мошенников чуть ли не за руку, - это еще не гарантия, что аферист будет наказан. С помощью разных обстоятельств (“недоработок статьи”) ему не составит труда отмазаться. Что ж, преступники нашли лазейки в законах, и нам, похоже, ничего не остается, как собственными силами предотвращать повсеместный развод. Главным образом - бдительностью.
...Сажусь в маршрутку. В кармане остались лишь заветные три рубля на билет. Но не тут-то было. Внутри салона табличка - проезд 3 руб. 50 коп. Черт, опять развели!
По понятным причинам все должностные лица, дававшие информацию автору публикации, не пожелали предавать огласке свои имена.