Валерий Тодоровский: Хорошее кино делает нас детьми
Быть членом жюри XXI Московского международного кинофестиваля - дело весьма почетное и ответственное. Отрадно, что на фоне солидных мэтров кино наш кинематограф представляет молодой российский режиссер Валерий Тодоровский. В свое время он покорил Каннский кинофестиваль фильмом “Любовь”. Его “Страна глухих” по праву была признана лучшей картиной минувшего года. Сын известного режиссера Петра Тодоровского, Валерий легко вошел в киномир, заявив о себе несомненными удачами и перспективными продюсерскими проектами.
Несмотря на плотный график работы в дни ММКФ-ХХI, Валерий согласился дать эксклюзивное интервью газете “Владивосток”.
- На пресс-конференции, представляющей членов жюри кинофестиваля, вы сказали, что кино - это праздник, сказка. Между тем ваши фильмы чаще грустные. И радость в них все же щемящая. Вы не противоречили себе, делая такое признание?
- Да нет, конечно же! Тут все верно: ведь сказка может быть и страшной, и философской. Просто я имел в виду скорее какой-то кусок другого мира, который нас окружает, который должен нас захватить. Кино как бы предлагает нам свои условия погружения в предполагаемые проблемы или ощущения других людей. Если это нас не захватывает, не волнует, то значит, мало чем отличается от реальности. Может быть, поэтому я не снимаю документальное кино.
- Валерий, вас интересует судьба некогда открытых вами актеров?
- Очень! Я внимательно и ревностно слежу за ними. Смотрю фильмы, в которых они впоследствии снимаются. Переживаю, если вдруг у них случаются неудачи. И как бы ни ревновал, умею радоваться их успехам.
- Исполнительница главной роли в вашем дебютном фильме “Любовь” Наталья Петрова, ярко блеснув, исчезла с киногоризонта. Вам не жаль, что такая актриса как-то затерялась?..
- Ну, знаете, все, что я мог сделать для Наташи, я сделал. Дальше - это ее судьба, ее жизнь. Есть какие-то периоды расцвета, периоды затишья... Я не встречал артистов, у которых одна хорошая роль следовала бы за другой. Но я желаю такой судьбы своим друзьям, хотя это, наверное, нереально.
- Чье мнение о ваших киноработах вы относите к самым авторитетным?
- Чаще авторитетным начинаешь считать мнение, адекватное твоей собственной версии. Хотя, безусловно, прислушиваюсь к мнениям и критики, и друзей, и публики, и родителей. К счастью, с каждым фильмом наступает момент, когда он от тебя отделяется и начинает жить своей жизнью. Это становится как бы моим прошлым, которым жить постоянно невозможно. А говорить: “Как жаль, что 10 лет назад я чего-то недочувствовал, недоглядел...” В начале каждое мнение о фильме воспринимается остро и даже болезненно, но потом это отходит, отходит... и начинаешь жить новыми идеями.
- Работа в жюри кинофестиваля не повлияла на ваши творческие планы?
- Я, конечно, был, так сказать, “в процессе”, но если дал повод кинофестивалю вторгнуться в этот процесс, значит, я подспудно не возражал его прервать.
- Можно чуть подробнее?
- Это и продюсерство, и сценарий, по которому я снимаю ТВ-сериал, но об этом пока не стоит спрашивать. Кое-какие свои планы мне пришлось подвинуть, но я не жалею - здесь мне интересно. А что именно - об этом тоже не стоит спрашивать. (И ничего тут не поделаешь! С одной стороны, охрана авторских прав, с другой - запрет на разглашение мнения жюри. - Прим. автора.)
- Валерий, не сомневаюсь, что вы верите в возрождение российского кинематографа. Как это будет происходить, на ваш взгляд?
- Я полагаю, что это возможно только вместе с возрождением страны. Так не может быть: в государстве безвластие, нищета и при этом какой-то потрясающий взлет кинематографа.
- Чем вы объясните столь малое количество наших фильмов на XXI кинофестивале?
- Надо быть скромнее! Два фильма - это уже хорошо. И вообще когда к вашим услугам весь мир, готовый одарить вас своим творчеством, не надо зацикливаться на своих проблемах. Почему не пригласить на фестиваль кинематографистов из Аргентины, Исландии, Японии, Италии?..
- Как член жюри, вы способны быть супер-объективным, не брать во внимание личные симпатии?
- Все фильмы, представленные на кинофестиваль, я прежде не видел, ни с одним режиссером лично незнаком... Но вы не забывайте, что решение жюри все-таки коллегиально. С личными симпатиями тут не проскочишь.
- Извините за нескромный вопрос: почему вы, москвич, живете в гостинице “Националь”? Неужели для удобства передвижения по столице?..
- Отнюдь. Я нахожусь в жилищном кризисе. Семью отправил к родне на дачу, а сам на правах члена жюри живу в гостинице. Вот так...
С XXI Московского международного кинофестиваля