Вчера - мальчишки, сегодня - солдаты

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Служба в армии - вычеркнутые из жизни годы или период становления характера, новые друзья, воспитание дисциплины, самоутверждение, а главное - то, что позволит сказать окружающим: “Теперь я слышу речь не мальчика, но мужа”

Об этом, да и многом другом заставляет задуматься новый спектакль театра Тихоокеанского флота “Билокси-блюз”. Пьеса американского драматурга Нила Саймона автобиографична - автор с сарказмом и гневом, нежностью и юмором, любовью и ненавистью вспоминает в ней собственные годы службы в американских войсках времен второй мировой войны. Потому герои пьесы - вчерашние мальчики, сегодняшние солдаты.

Хорошая, зрелая и мудрая пьеса, философский смысл которой простирается много дальше армейской казармы, потому как главная мысль “Билокси-блюза” касается всего рода людского, она - об умении жить в мире, сохраняя при этом два главных качества - достоинство и сострадание, стараясь при любых обстоятельствах оставаться всего лишь человеком.

Страшна и жестока армейская муштра (мордой в землю и бесконечные отжимания, например), еда напоминает бурду, а безжалостный сержант требует съесть ее без остатка, падаешь с ног от усталости, а ночью поднимают для марш-броска. Происходящее кажется полным абсурдом, и все же, все же...

Вот они стоят в финале спектакля - повзрослевшие душой и телом вчерашние мальчики, ладно сидит на них форма, мудрее стал взгляд, на этих мужчин можно положиться. Армия, прощай... и спасибо тебе.

А теперь о преимуществах спектакля. Во-первых, точен выбор пьесы для флотского зрителя: это про вас, мальчики, это про любую армию, это про всех нас. Во-вторых, только в театре флота, где средний возраст труппы около 25 лет, где служат молодые здоровые артисты, можно играть “Билокси-блюз”.

И в-третьих, режиссер С. Мальцев, сценограф Л. Смирнова нашли скупое и точное изобразительное решение. Пустая сцена и шесть железных кроватей, узких, спартанских. И через них перемахивают, на них лежат, перед ними маршируют, перестраиваются молодые артисты, то бишь солдаты (режиссеры по пластике В. Метляев и Ю. Дружинина). Точные режиссерские акценты расставлены в спектакле, есть в нем подкупающая суровая простота и нет примитива: зрители (вместе с героями) сами разберутся, что хорошо и что плохо.

Спектакль отличают хорошие работы молодых артистов. Умница, сосредоточенный на своей внутренней жизни интеллигент Арнольд Эпштейн, которого мягко и сдержанно играет

Р. Колотухин. Именно этот, преисполненный чувства собственного достоинства солдат становится идейным и нравственным стержнем спектакля. Увы, не Юджин Моррис Джером, от чьего имени ведется повествование, в исполнении В. Зарюты, артиста настолько переполняли эмоции на спектакле, что пострадала речь и, увы, большая часть текста не дошла до зрителя. Убеждает Д. Глушенко в роли недалекого Джозефа Виковского, обаятельны М. Линев - нерешительный тугодум Дон Карни, Е. Гришин - свой в доску парень Рой Селридж.

Повезло ли солдатам, которые попали во взвод к сержанту Туми, - вопрос непростой. Помешанный на дисциплине, жесткий, напоминающий порой бездушного робота, он предан армии до самозабвения. Но вот уж артистам, играющим с актером старшего поколения А. Бажиным, повезло. Он истинный учитель, вожак, который умело ведет за собой менее опытных партнеров. Мягкий интеллигентный Андрей Бажин, в жизни приветливый и даже застенчивый, играет тирана сержанта Туми. Само по себе такое назначение на роль заслуживает внимания. И герой Бажина - не однозначный тупой служака, слепо подчиняющийся лишь воинскому уставу. Нет, это человек со своим внутренним миром, с какой-то затаенной драмой и неустроенной судьбой.

Разные люди служат в местечке Билокси. Их объединила армия - истинная школа жизни для настоящих мужчин.